ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ «ТОЧКА РОСТА»
Подготовила: Н.А. Сидорова,
зам. директора по УВР
МАОУ Сетовская СОШ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы:
|
Программа деятельности муниципальной стажировочной площадки по работе с одаренными и талантливыми детьми
|
Сроки реализации Программы:
|
2011-2016 годы
|
Основной разработчик Программы:
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Сетовская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
|
Исполнители и соисполнители Программы
|
Отдел образования администрации
Тобольского муниципального района
МАОУ Сетовская СОШ
|
Нормативно-правовая основа Программы:
|
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое Положение об образовательном учреждении;
- Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА».
- Положение о муниципальной стажировочной площадке
по организации работы с одаренными и талантливыми детьми;
- Приказ Отдел образования администрации Тобольского муниципального района.
|
Назначение Программы
|
Программа - является организационной основой для создания на базе школы муниципальной стажировочной площадки для учащихся и педагогов. Программа определяет стратегию и механизмы реализации основные модели организации и направления организации стажировочных практик педагогов.
Муниципальная стажировочная площадка по организации работы с одаренными и талантливыми детьми создается на базе образовательных учреждений, которые:
- обеспечены материальными, организационными и кадровыми ресурсами для эффективной организации стажировок педагогических и руководящих работников системы образования;
- демонстрируют высокие и устойчивые результаты по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- имеют обобщенный инновационный опыт работы, готовый к распространению;
- являются победителями конкурсов учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО.
|
Цели и задачи Программы:
|
Основной целью Программы стажировочной площадки является развитие и распространение передового опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи:
- объединение информационно-педагогических ресурсов для организации работы с одаренными и талантливыми детьми образовательных школ района;
- ознакомление педагогов с инновационным опытом, закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков работы с одаренными и талантливыми детьми;
- предоставление базы для практических занятий по обучению и повышению квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
- привлечение к работе площадки педагогов - лидеров муниципальной системы образования, имеющих эффективный инновационный опыт реализации основных направлений ПНПО и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- подготовка к изданию научно-методических материалов, обобщающих инновационный опыт педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
|
Успешно действующая стажировочная площадка позволит:
- реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
МАОУ Сетовская СОШ работает в инновационном режиме:
1995 - 2001гг. – по проблеме разноуровневого обучения.
2001 – 2005 гг. – по проблеме личностно – ориентированного обучения, поддерживает творческие контакты с Тобольским педагогическим институтом, ТОГИРРО. В образовательном процессе создаются условия в самоопределении и самореализации учащихся, развивается устойчивая потребность в самообразовании и уверенность в собственных познавательных силах.
С 2005 года образовательное учреждение имеет статус базовой школы – ресурсного (методического, опорного, социокультурного) центра по профильному обучению и предпрофильной подготовке.
Работа в инновационном режиме позволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы.
В нашей работе мы рассматривали проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное). Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
Одаренные дети в нашей школе реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования. Спортивные кружки и секции развивают сильных, смелых, ловких; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности каждому одаренному в этой области ребенку.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ
КАК СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
Сильные стороны
- имидж школы как учебного учреждения, готовящего победителей олимпиад и дающего высокое качество знаний для поступления в ВУЗы;
-высокая квалификация педагогов;
-творческий потенциал педагогического коллектива и учащихся;
-хорошая репутация у родителей, есть опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- сложившаяся система работы с одаренными детьми;
- мотивированность старшеклассников на образование повышенного уровня и высокого качества;
-достаточная материально-техническая база.
Слабые стороны
- преобладание в педагогическом коллективе немолодых учителей, как следствие - консерватизм большой части педагогов в выборе образовательных технологий;
- отсутствие у отдельных педагогов школы должной профессиональной подготовки для внедрения технологий тьюторского сопровождения;
- отсутствие возможностей значимого материального поощрения педагогов, работающих в экспериментальном и инновационном режиме.
Возможности
- адресное повышение квалификации педагогических кадров;
- нацеленность методической работы на внедрение технологий открытого образования.
Угрозы и риски
- инертность педагогического коллектива школы;
- искажение смысла тьюторства в случае формального понимания и применения педагогами новых технологий.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК:
Направления работы:
- Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми;
- Организация работы с одаренными детьми.
Выделение «целевых» методических объединений (МО) по работе с одаренными детьми на базе районных методических объединений (РМО) учителей предметников. Работа целевых МО предполагает создание рабочей группы педагогов (не менее 1/3 от общего состава РМО) и проведение ряда мероприятий, направленных на оказание помощи учителям по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам, по организации исследовательской и проектной деятельности школьников и эффективному развитию других видов одаренности детей.
На заседании МО педагогов, работающих с одаренными детьми, должны быть выявлены затруднения педагогов, на основе которых разработаны Индивидуальные траектории профессионального развития, с учетом которых совместно составлены программы стажировок, выработан график мероприятий и форма проведения.
Формы проведения стажировок педагогов должны носить практико-ориентированный характер, обеспечивать интерактивное взаимодействие стажеров и тьюторов стажерской площадки.
Методы проведения стажировок:
- «погружение» педагогов в образовательный процесс;
- тренинги, мастер-классы с участием как тьюторов, так и стажеров;
- круглые столы по обсуждению проблемных вопросов;
- сетевое взаимодействие педагогов по обмену опытом работы с одаренными детьми (с интерактивным обсуждением технологий);
- консультирование, информирование через работу сайтов органов управления или образовательных учреждений.
Цели школы, как стажировочной площадки:
- идеальная - это создание условий для формирования ответственной, компетентной и креативной личности, способной к самореализации.
- результатная – реализация конкретных технологий в виде проектов разных форматов
- процессуальная – изменение сознания педагогов, работающих в парадигме индивидуализации образования
Формы организации деятельности и общения
- Самостоятельное изучение педагогами теории и опыта работы с одаренными детьми;
- Организация для педагогов ресурсных семинаров;
- Внутрикорпоративное повышение квалификации;
- Тьюторские пробы;
- Рефлексивный анализ тьюторских событий;
- Описание и презентация полезного опыта;
- Выполнение заказов других ОУ, а именно: приглашение коллег на тьюторские пробы, консультирование по разработанным авторским технологиям, оформление печатных материалов с обобщением опыта педагогов школы.
ПРОГРАММА
СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
ТОЧКА РОСТА или КОНУС НАРАСТАНИЯ, верхушка побега и корня; образовательная ткань, обеспечивающая формирование всех их частей.
Какой смысл вкладывается в понятие "точка роста", когда речь идет о стажировочной площадке? Главное создать среду для развития и педагогов и учащихся, определить точку роста каждого…
Точка роста – это:
- Педагог-тьютор;
- Педагог, стремящийся стать тьютором;
- Педагог, размышляющий о тьюторстве;
- Проектная команда;
- Экспериментальная площадка;
- Отдельная осваиваемая тьюторская технология;
- Пакет тьюторских технологий;
- Сама школа, как самоактуализирующееся образовательное учреждение;
- Стажировочная плошадка базовой школы, как центр обучения педагогов других школ.
В «точке роста» происходит рост
- Вглубь – к смыслам
- Вширь – к людям
- Ввысь – к вершинам мастерства
В центре работы стажировочной площадки – организация таких условий индивидуализации образовательного процесса, в которых могло бы происходить развитие самоактуализирующейся личности: как ребенка, так и педагога.
(Самоактуализация – это потребность высшего порядка, подразумевающая наличие свободы выбора собственного пути саморазвития и ответственность за данный выбор)
Взаимодействие педагогов на площадке подчинено следующим принципам:
- Безусловная превентивность психолого-педагогической теории.
- Приведение всей работы в систему.
- Целесообразность работы в экспериментальном режиме с использованием технологий открытого образования.
- Апробация авторских технологий работы с одаренными детьми.
ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
1. Этап первый, ориентировочный: аналитический, концептуальный, организационный. 2011/12 учебный год.
- Запуск программы. Разработка концепции.
- Обсуждение программы во всех управленческих структурах.
- Принятие и утверждение программы.
- Проведение первых тьюторских проб.
- Выявление педагогов, желающих попробовать себя в роли тьюторов.
- Обучение педагогов.
2. Этап второй, основной: этап реализации и мониторинга программы.
2012/13 учебный год
- Повышение квалификации педагогов.
- Организация тьюторских проб, мастер-классов, проектных мастерских и тренажеров.
- Проведение общественных экспертиз по реализации программы.
- Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках Программы.
- Публикация результатов мониторинга.
3. Этап третий, аналитический: этап анализа, мониторинга, корректирования программы и проектирования на новый период.
2013-2016 годы.
- Завершение реализации программы.
- Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.
- Обобщение и закрепление опыта позитивных изменений.
- Разработка нового этапа программы стажировочной площадки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешно действующая стажировочная площадка позволит:
- реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
КРИТЕРИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели
- Квалификация учителей школы, осваивающих тьюторские технологии.
- Разработка и внедрение программ тьюторского сопровождения педагогами- предметниками, педагогом –психологом, классными руководителями в части работы с одаренными детьми.
- Количество обучающих семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение образовательных тьюторских технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в образовательном пространстве района.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА
ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ), который взял бы на себя координацию следующих видов мониторинга:
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
ФАКТОРЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ:
1.Опыт участия района в системных федеральных проектах (ПНПО, КПМО, Информатизация системы образования, Дистанционное образование).
2.Опыт использования современных моделей повышения квалификации педагогов (модульного, дистанционного, проектного).
3.Опыт разработки, утверждения и реализации обеспечивающих механизмов по теме стажировочной площадки (необходимой нормативно-правовой базы, финансово-экономического и материально-технического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях).
4.Наличие соответствующих направлений в программе социально-экономического развития района, в программе развития системы образования района, в других проектах и программах, программа поддержки одаренных детей, стипендии старшеклассникам и дополнительные стипендии студентам. Поддержка Администрации Тобольского муниципального района, общественных организаций, родителей, заинтересованность администраций поселений.
5.Наличие образовательных учреждений, готовых к организации эффективной деятельности стажировочной площадки.
ПЛАН РАБОТЫ
СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
2015-2016 уч.год
№
|
Наименование мероприятий
|
Сроки
исполнения
|
Ответственные
|
Форма документа
|
I
|
Организационно-управленческая деятельность
|
1.1
|
Разработка программы стажировочной площадки на 2011-2016 годы
|
Сентябрь,
октябрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Программа
|
1.2
|
Разработка Положения о муниципальной стажировочной площадке по организации работы с одаренными и талантливыми детьми
|
Сентябрь,
октябрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Положение
|
1.3
|
Составление плана работы стажировочной площадки
на 2015-2016 уч.год
|
Сентябрь,
октябрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
План
|
1.4
|
Заключение договоров о сотрудничестве с ОУ района
|
В течение года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Договоры
|
1.5
|
Составление совместных планов работы стажировочной площадки с ОУ района
|
В течение года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
План
|
1.6
|
Составление графика проведения стажировок
|
Декабрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
График
|
1.7
|
Составление графика проведения системного контроля
|
Февраль,
август
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
План
контроля
|
1.8
|
Проведение экспертизы программ тьюторов
|
Декабрь
|
Методический совет
|
Экспертное заключение
|
1.9
|
Сбор и обобщение аналитических материалов
|
Май,
декабрь
|
Методический совет
|
Отчеты
|
1.10
|
Мониторинг реализации
|
Май, декабрь
|
Методический совет
|
Программа мониторинга
|
1.11
|
Составление итогового отчета
|
Май
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Годовой
отчет
|
II
|
Нормативно-правовое обеспечение
|
2.1
|
Подбор и систематизация нормативно-правовых документов федерального, областного и муниципального уровней, регламентирующих деятельность стажировочной площадки.
|
В течение года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
документы
|
2.2
|
Разработать программу мониторинга реализации программы
|
Май,
декабрь
|
Методический совет
|
Программа мониторинга
|
III
|
Программно-методическое обеспечение
|
3.1
|
Составление банка программ
|
Декабрь
|
Методический совет
|
Банк
Программ
|
3.2
|
Разработка методического пособия
|
Янваь
|
Методический совет
|
Пособие
|
3.3
|
Разработка методических рекомендаций
|
Январь
|
Методический совет
|
Папка
рекомендаций
|
IV
|
Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми
|
4.1
|
Семинар «Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей»
|
Ноябрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Материалы семинара
|
4.2
|
Семинар «Особенности развития одаренных детей»
|
Декабрь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Материалы семинара
|
4.3
|
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая диагностика одаренности»
|
Январь
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Материалы
семинара-практикума
|
4.4
|
Семинар «Создание условий успешности по работе с одаренными детьми»
|
Март
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Материалы семинара
|
4.5
|
Родительское собрание «Идентификация детской одаренности педагогами и родителями»
|
Апрель
|
Методический совет
|
Протокол родительского собрания
|
4.6
|
Консультации для педагогов
|
В течение года
|
Методический совет
|
Журнал консультаций
|
4.7
|
Работа по самообразованию специалистов стажировочной площадки
|
В течение года
|
Методический совет
|
Информационно-методическая карта
|
4.8
|
Проведение первых тьюторских проб
|
Апрель
|
Методический совет
|
Материалы
|
V
|
Организация работы с одаренными детьми
|
5.1
|
Подготовка к участию в олимпиадах различного уровня
|
В течение года
|
Педагоги-тьюторы
|
Материалы занятий
|
5.2
|
Организация научно-исследовательской деятельности (работа НОУ)
|
Декабрь
|
Педагоги-тьюторы
|
Индивидуальные занятия
|
5.3
|
Зимние сборы одаренных детей Тобольского района «ДАР»
|
Январь
|
Педагоги-тьюторы
Методический совет
|
Материалы сборов
|
5.4
|
Конкурс «Ученик года»
|
Март,
апрель
|
Методический совет
|
Протоколы
конкурса
|
5.5
|
Поготовка к творческим конкурсам
|
В течение года
|
Педагоги-тьюторы
|
|
5.6
|
Консультации для учащихся
|
В течение года
|
Педагоги-тьюторы
|
Журнал консультаций
|
V
|
Информационное обеспечение
|
5.1
|
Оформление на сайте МАОУ Сетовская СОШ методических материалов
|
В течении года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Страница на сайте
|
5.2
|
Подготовка статей в СМИ по вопросам реализации программы
|
В течение года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Статьи
|
5.3
|
Информационное обеспечение ОУ района средствами эл. почты
|
В течение года
|
Н.А. Сидорова,
зам. директора
по УВР
|
Переписка
|
|