ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ «ТОЧКА РОСТА»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы: |
Программа деятельности муниципальной стажировочной площадки по работе с одаренными и талантливыми детьми |
Сроки реализации Программы: |
2011-2016 годы
|
Основной разработчик Программы: |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Сетовская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района Тюменской области |
Исполнители и соисполнители Программы |
Отдел образования администрации Тобольского муниципального района МАОУ Сетовская СОШ |
Нормативно-правовая основа Программы:
|
«НАША НОВАЯ ШКОЛА».
по организации работы с одаренными и талантливыми детьми;
|
Назначение Программы |
Программа - является организационной основой для создания на базе школы муниципальной стажировочной площадки для учащихся и педагогов. Программа определяет стратегию и механизмы реализации основные модели организации и направления организации стажировочных практик педагогов. Муниципальная стажировочная площадка по организации работы с одаренными и талантливыми детьми создается на базе образовательных учреждений, которые: - обеспечены материальными, организационными и кадровыми ресурсами для эффективной организации стажировок педагогических и руководящих работников системы образования; - демонстрируют высокие и устойчивые результаты по работе с одаренными и талантливыми детьми; - имеют обобщенный инновационный опыт работы, готовый к распространению; - являются победителями конкурсов учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО.
|
Цели и задачи Программы: |
Основной целью Программы стажировочной площадки является развитие и распространение передового опыта работы с одаренными и талантливыми детьми. Задачи:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
Успешно действующая стажировочная площадка позволит: - реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию; - обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми; - повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг; - превратить школу в партнера других учреждений образования; - сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
МАОУ Сетовская СОШ работает в инновационном режиме:
1995 - 2001гг. – по проблеме разноуровневого обучения.
2001 – 2005 гг. – по проблеме личностно – ориентированного обучения, поддерживает творческие контакты с Тобольским педагогическим институтом, ТОГИРРО. В образовательном процессе создаются условия в самоопределении и самореализации учащихся, развивается устойчивая потребность в самообразовании и уверенность в собственных познавательных силах.
С 2005 года образовательное учреждение имеет статус базовой школы – ресурсного (методического, опорного, социокультурного) центра по профильному обучению и предпрофильной подготовке.
Работа в инновационном режиме позволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы.
В нашей работе мы рассматривали проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное). Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
Одаренные дети в нашей школе реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования. Спортивные кружки и секции развивают сильных, смелых, ловких; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности каждому одаренному в этой области ребенку.
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ
КАК СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
Сильные стороны
- имидж школы как учебного учреждения, готовящего победителей олимпиад и дающего высокое качество знаний для поступления в ВУЗы;
-высокая квалификация педагогов;
-творческий потенциал педагогического коллектива и учащихся;
-хорошая репутация у родителей, есть опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- сложившаяся система работы с одаренными детьми;
- мотивированность старшеклассников на образование повышенного уровня и высокого качества;
-достаточная материально-техническая база.
Слабые стороны
- преобладание в педагогическом коллективе немолодых учителей, как следствие - консерватизм большой части педагогов в выборе образовательных технологий;
- отсутствие у отдельных педагогов школы должной профессиональной подготовки для внедрения технологий тьюторского сопровождения;
- отсутствие возможностей значимого материального поощрения педагогов, работающих в экспериментальном и инновационном режиме.
Возможности
- адресное повышение квалификации педагогических кадров;
- нацеленность методической работы на внедрение технологий открытого образования.
Угрозы и риски
- инертность педагогического коллектива школы;
- искажение смысла тьюторства в случае формального понимания и применения педагогами новых технологий.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК:
Направления работы:
- Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми;
- Организация работы с одаренными детьми.
Выделение «целевых» методических объединений (МО) по работе с одаренными детьми на базе районных методических объединений (РМО) учителей предметников. Работа целевых МО предполагает создание рабочей группы педагогов (не менее 1/3 от общего состава РМО) и проведение ряда мероприятий, направленных на оказание помощи учителям по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам, по организации исследовательской и проектной деятельности школьников и эффективному развитию других видов одаренности детей.
На заседании МО педагогов, работающих с одаренными детьми, должны быть выявлены затруднения педагогов, на основе которых разработаны Индивидуальные траектории профессионального развития, с учетом которых совместно составлены программы стажировок, выработан график мероприятий и форма проведения.
Формы проведения стажировок педагогов должны носить практико-ориентированный характер, обеспечивать интерактивное взаимодействие стажеров и тьюторов стажерской площадки.
Методы проведения стажировок:
- «погружение» педагогов в образовательный процесс;
- тренинги, мастер-классы с участием как тьюторов, так и стажеров;
- круглые столы по обсуждению проблемных вопросов;
- сетевое взаимодействие педагогов по обмену опытом работы с одаренными детьми (с интерактивным обсуждением технологий);
- консультирование, информирование через работу сайтов органов управления или образовательных учреждений.
Цели школы, как стажировочной площадки:
- идеальная - это создание условий для формирования ответственной, компетентной и креативной личности, способной к самореализации.
- результатная – реализация конкретных технологий в виде проектов разных форматов
- процессуальная – изменение сознания педагогов, работающих в парадигме индивидуализации образования
Формы организации деятельности и общения
- Самостоятельное изучение педагогами теории и опыта работы с одаренными детьми;
- Организация для педагогов ресурсных семинаров;
- Внутрикорпоративное повышение квалификации;
- Тьюторские пробы;
- Рефлексивный анализ тьюторских событий;
- Описание и презентация полезного опыта;
- Выполнение заказов других ОУ, а именно: приглашение коллег на тьюторские пробы, консультирование по разработанным авторским технологиям, оформление печатных материалов с обобщением опыта педагогов школы.
ПРОГРАММА
СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
ТОЧКА РОСТА или КОНУС НАРАСТАНИЯ, верхушка побега и корня; образовательная ткань, обеспечивающая формирование всех их частей.
Какой смысл вкладывается в понятие "точка роста", когда речь идет о стажировочной площадке? Главное создать среду для развития и педагогов и учащихся, определить точку роста каждого…
Точка роста – это:
- Педагог-тьютор;
- Педагог, стремящийся стать тьютором;
- Педагог, размышляющий о тьюторстве;
- Проектная команда;
- Экспериментальная площадка;
- Отдельная осваиваемая тьюторская технология;
- Пакет тьюторских технологий;
- Сама школа, как самоактуализирующееся образовательное учреждение;
- Стажировочная плошадка базовой школы, как центр обучения педагогов других школ.
В «точке роста» происходит рост
- Вглубь – к смыслам
- Вширь – к людям
- Ввысь – к вершинам мастерства
В центре работы стажировочной площадки – организация таких условий индивидуализации образовательного процесса, в которых могло бы происходить развитие самоактуализирующейся личности: как ребенка, так и педагога.
(Самоактуализация – это потребность высшего порядка, подразумевающая наличие свободы выбора собственного пути саморазвития и ответственность за данный выбор)
Взаимодействие педагогов на площадке подчинено следующим принципам:
- Безусловная превентивность психолого-педагогической теории.
- Приведение всей работы в систему.
- Целесообразность работы в экспериментальном режиме с использованием технологий открытого образования.
- Апробация авторских технологий работы с одаренными детьми.
ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
1. Этап первый, ориентировочный: аналитический, концептуальный, организационный. 2011/12 учебный год.
- Запуск программы. Разработка концепции.
- Обсуждение программы во всех управленческих структурах.
- Принятие и утверждение программы.
- Проведение первых тьюторских проб.
- Выявление педагогов, желающих попробовать себя в роли тьюторов.
- Обучение педагогов.
2. Этап второй, основной: этап реализации и мониторинга программы.
2012/13 учебный год
- Повышение квалификации педагогов.
- Организация тьюторских проб, мастер-классов, проектных мастерских и тренажеров.
- Проведение общественных экспертиз по реализации программы.
- Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках Программы.
- Публикация результатов мониторинга.
3. Этап третий, аналитический: этап анализа, мониторинга, корректирования программы и проектирования на новый период.
2013-2016 годы.
- Завершение реализации программы.
- Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.
- Обобщение и закрепление опыта позитивных изменений.
- Разработка нового этапа программы стажировочной площадки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешно действующая стажировочная площадка позволит:
- реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
КРИТЕРИИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели
- Квалификация учителей школы, осваивающих тьюторские технологии.
- Разработка и внедрение программ тьюторского сопровождения педагогами- предметниками, педагогом –психологом, классными руководителями в части работы с одаренными детьми.
- Количество обучающих семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение образовательных тьюторских технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в образовательном пространстве района.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА
ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ), который взял бы на себя координацию следующих видов мониторинга:
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
ФАКТОРЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ:
1.Опыт участия района в системных федеральных проектах (ПНПО, КПМО, Информатизация системы образования, Дистанционное образование).
2.Опыт использования современных моделей повышения квалификации педагогов (модульного, дистанционного, проектного).
3.Опыт разработки, утверждения и реализации обеспечивающих механизмов по теме стажировочной площадки (необходимой нормативно-правовой базы, финансово-экономического и материально-технического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях).
4.Наличие соответствующих направлений в программе социально-экономического развития района, в программе развития системы образования района, в других проектах и программах, программа поддержки одаренных детей, стипендии старшеклассникам и дополнительные стипендии студентам. Поддержка Администрации Тобольского муниципального района, общественных организаций, родителей, заинтересованность администраций поселений.
5.Наличие образовательных учреждений, готовых к организации эффективной деятельности стажировочной площадки.
ПЛАН РАБОТЫ
СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
2015-2016 уч.год
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Форма документа |
I |
Организационно-управленческая деятельность |
|||
1.1 |
Разработка программы стажировочной площадки на 2011-2016 годы |
Сентябрь, октябрь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Программа |
1.2 |
Разработка Положения о муниципальной стажировочной площадке по организации работы с одаренными и талантливыми детьми |
Сентябрь, октябрь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Положение |
1.3 |
Составление плана работы стажировочной площадки на 2015-2016 уч.год |
Сентябрь, октябрь
|
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
План |
1.4 |
Заключение договоров о сотрудничестве с ОУ района |
В течение года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Договоры |
1.5 |
Составление совместных планов работы стажировочной площадки с ОУ района |
В течение года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
План |
1.6 |
Составление графика проведения стажировок |
Декабрь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
График |
1.7 |
Составление графика проведения системного контроля |
Февраль, август |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
План контроля |
1.8 |
Проведение экспертизы программ тьюторов |
Декабрь |
Методический совет |
Экспертное заключение |
1.9 |
Сбор и обобщение аналитических материалов |
Май, декабрь |
Методический совет |
Отчеты
|
1.10 |
Мониторинг реализации |
Май, декабрь |
Методический совет |
Программа мониторинга |
1.11 |
Составление итогового отчета |
Май
|
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Годовой отчет |
II |
Нормативно-правовое обеспечение |
|||
2.1
|
Подбор и систематизация нормативно-правовых документов федерального, областного и муниципального уровней, регламентирующих деятельность стажировочной площадки. |
В течение года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
документы |
2.2
|
Разработать программу мониторинга реализации программы |
Май, декабрь |
Методический совет |
Программа мониторинга |
III |
Программно-методическое обеспечение |
|||
3.1
|
Составление банка программ |
Декабрь |
Методический совет |
Банк Программ
|
3.2 |
Разработка методического пособия |
Янваь |
Методический совет |
Пособие |
3.3
|
Разработка методических рекомендаций |
Январь
|
Методический совет |
Папка рекомендаций |
IV |
Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми
|
|||
4.1
|
Семинар «Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей» |
Ноябрь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Материалы семинара |
4.2
|
Семинар «Особенности развития одаренных детей» |
Декабрь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Материалы семинара |
4.3
|
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая диагностика одаренности» |
Январь |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Материалы семинара-практикума |
4.4 |
Семинар «Создание условий успешности по работе с одаренными детьми» |
Март |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Материалы семинара |
4.5 |
Родительское собрание «Идентификация детской одаренности педагогами и родителями» |
Апрель |
Методический совет |
Протокол родительского собрания |
4.6
|
Консультации для педагогов |
В течение года |
Методический совет |
Журнал консультаций |
4.7
|
Работа по самообразованию специалистов стажировочной площадки |
В течение года |
Методический совет |
Информационно-методическая карта |
4.8 |
Проведение первых тьюторских проб |
Апрель |
Методический совет |
Материалы |
V |
Организация работы с одаренными детьми
|
|||
5.1 |
Подготовка к участию в олимпиадах различного уровня |
В течение года |
Педагоги-тьюторы |
Материалы занятий |
5.2 |
Организация научно-исследовательской деятельности (работа НОУ) |
Декабрь |
Педагоги-тьюторы |
Индивидуальные занятия |
5.3 |
Зимние сборы одаренных детей Тобольского района «ДАР» |
Январь |
Педагоги-тьюторы Методический совет |
Материалы сборов |
5.4 |
Конкурс «Ученик года»
|
Март, апрель |
Методический совет |
Протоколы конкурса |
5.5 |
Поготовка к творческим конкурсам |
В течение года |
Педагоги-тьюторы |
|
5.6 |
Консультации для учащихся |
В течение года |
Педагоги-тьюторы |
Журнал консультаций |
V |
Информационное обеспечение |
|||
5.1
|
Оформление на сайте МАОУ Сетовская СОШ методических материалов |
В течении года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Страница на сайте |
5.2
|
Подготовка статей в СМИ по вопросам реализации программы |
В течение года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Статьи |
5.3
|
Информационное обеспечение ОУ района средствами эл. почты |
В течение года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Переписка |