Положение о школьной библиотеке
I. Общие положения
1. Библиотека является
структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки
общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе
общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
Сетовского СОШ.
3. Цели библиотеки
общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного
учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации
и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образованием, уставом МАОУ Сетовская СОШ,
положением о библиотеке, утвержденного директором МАОУ Сетовская СОШ.
5. Деятельность библиотеки
основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования
источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
определяются Положением о библиотеки МАОУ Сетовская СОШ и Правилами пользования
библиотекой, утвержденными руководителем МАОУ Сетовская СОШ.
7. Общеобразовательное учреждение
несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания
участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами
техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
9. Основными задачами
библиотеки являются:
а) обеспечение участникам
образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям
(иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном
(фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); и иных носителях;
б) воспитание культурного и
гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала;
в) формирование навыков
независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической
оценке информации;
г) совершенствование
предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных
технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование
комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
10. Для реализации основных
задач библиотека:
а) формирует фонд
библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный
фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и
научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации;
• пополняет фонд
информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд
документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ
педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов
обучающихся и др.);
• осуществляет размещение,
организацию и сохранность документов;
б) создает информационную
продукцию:
• осуществляет
аналитическую переработку информации;
• организует и ведет
справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
• разрабатывает
рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает
информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет
дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет
информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и
информационных потребностей;
• создает условия для
реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в
системе дистанционного обучения);
• организует обучение
навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает информационную
поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые
мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры
личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам
педагогического коллектива и администрации учреждения в организации
образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,
CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
г)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и
здоровьем детей;
• выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых
технологий;
• содействует
профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
• создает банк
педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку
педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий
педагогических изданий;
• осуществляет текущее
информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),
информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность
педагогических работников в области создания информационных продуктов
(документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
• способствует проведению
занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения
практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных
представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы
пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам
организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам
учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация
деятельности библиотеки
11. Структура библиотеки,
помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), включает отделы
учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специальную множительную технику и др.
12.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных
ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами МОУ Сетовская СОШ, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
13. Спонсорская помощь,
полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку
оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения.
14. В целях обеспечения модернизации
библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, МОУ Сетовская СОШ
обеспечивает библиотеку:
• гарантированным
финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов
• необходимыми служебными и
производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и
нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие
высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной
электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным
обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и
канцелярскими принадлежностями.
15. Общеобразовательное
учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
16. Ответственность за
систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников
и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет руководитель МАОУ Сетовская
СОШ в соответствии с уставом учреждения.
17. Режим работы библиотеки
определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка МАОУ
Сетовская СОШ. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
• двух часов рабочего
времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц —
санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
• не менее одного раза в
месяц — методического дня.
18. В целях обеспечения
рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и
юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с
библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
19. Управление библиотекой
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и уставом МАОУ Сетовская СОШ.
20. Общее руководство
деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного
учреждения.
21. Руководство библиотекой
осуществляет библиотекарь,который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и уставом общеобразовательного учреждения.
22. Библиотекарь
назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
23. Методическое
сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным
библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и
повышения квалификации, регионального информационного центра.
24. Библиотекарь
разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке,
правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную
документацию;
25. Порядок комплектования
штата библиотеки МАОУ Сетовская СОШ регламентируется его уставом.
26. На работу в библиотеку
принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
27. Работники библиотек
могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
работником библиотеки только на добровольной основе.
28. Трудовые отношения
работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности
библиотеки
29. Работники библиотек
имеют право:
а) самостоятельно выбирать
формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о
библиотеке общеобразовательного учреждения;
б) проводить в
установленном порядке библиотечные уроки и кружки библиотечно-библиографических
знаний и информационной культуры;
в) определять источники
комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать
документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в
соответствии с правилами пользования библиотекой МАОУ Сетовская СОШ,
утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию
с родительским комитетом или Советом ОУ виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения
руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда,
в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями
труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении
общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом МАОУ Сетовская СОШ.
з) иметь ежегодный
отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного
учреждения.
и) быть представленными к
различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для
работников образования и культуры;
к) участвовать в
соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
30. Работники библиотек
обязаны:
а) обеспечить пользователям
возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать
пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную
организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в
соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
д) совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность
использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим
работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед
руководителем общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности
пользователей библиотеки
31. Пользователи библиотеки
имеют право:
а) получать полную
информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать
консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное
пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные
документы и другие источники информации;
д) продлевать срок
пользования документами;
е) получать тематические,
фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать
консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в
мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для
разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
32. Пользователи библиотеки
обязаны:
а) соблюдать правила
пользования библиотекой;
б) бережно относиться к
произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
в) поддерживать порядок
расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в
каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и
справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении
документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в
читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся
1–4 классов);
ж) возвращать документы в
библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы
библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать
ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с
библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном
учреждении.
33. Порядок пользования
библиотекой:
а) запись обучающихся МАОУ
Сетовская СОШ в библиотеку производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного
учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация
пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом,
подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
в) читательский формуляр
фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их
возвращения в библиотеку.
34. Порядок пользования
абонементом:
а) пользователи имеют право
получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки
пользования документами:
— учебники, учебные пособия
— учебный год;
— научно-популярная,
познавательная, художественная литература — 1 месяц;
— периодические издания,
издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут
продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны
других пользователей.
35. Порядок пользования
читальным залом:
а) документы,
предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии,
справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале;
36. Порядок работы с
компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с
компьютером участников образовательного
процесса производится в присутствии библиотекаря;
б) разрешается работа за
одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право
работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования
его библиотекарем;
г) работа с компьютером
производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
Положение рассмотрено и одобрено на
заседании педагогического совета ОУ______
Протокол
№___ от «___»___________20__г.
|