План
работы пилотной площадки
по апробации введения ФГОС ООО и СОО
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
С 2012-2013 учебного года (с 2011-2012 уч. года в разрезе 4 предметов: русский, математика, география, биология), на базе МАОУ Сетовская СОШ, функционирует муниципальная пилотная площадка по опережающему введению ФГОС на уровне основного общего образования. Решение об утверждении школы в качестве муниципальной пилотной площадки закреплено на уровне Отдела образования Тобольского муниципального района от 20.08.2012 №167/1 «О пилотных площадках по апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. С 2014-2015 учебного года, на базе МАОУ Сетовская СОШ, функционирует муниципальная пилотная площадка по опережающему введению ФГОС на уровне среднего общего образования.
МАОУ Сетовская СОШ отвечает всем требованиям пилотной площадки по внедрению ФГОС:
- Наличие профессиональной административно-управленческой команды;
- Высокий уровень продуктивности методического объединения педагогов (обобщение и презентация педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях; достижения педагогов и детей, отмеченные во внешних экспертизах);
- Высокий профессиональный уровень педагогов (более 60% педагогов имеют высшее образование; более 50% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию; педагоги, приступающие к реализации ФГОС в опережающем режиме повышали свою квалификацию в последние три года);
- Наличие преемственности в развитии детей при переходе от дошкольного к начальному образованию (сохраняются и наращиваются достижения детей в развитии и образовании);
- Наличие продуктивного опыта экспериментальной, инновационной деятельности;
- Наличие системы дополнительного образования детей (студии, кружки, мастерские, клубы и т.п. в учреждении и/или договор о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей);
- Наличие материально-технических условий (обеспечение выполнение норм безопасности; доступ к сети Интернет, наличие оборудования для проведения экспериментов, наблюдений и т.п.);
- Наличие информационно-образовательной среды (технические средства, современное технологическое и программное обеспечение, взаимодействие участников образовательного процесс
Основными направлениями деятельности пилотной площадки являются:
- Создание нормативно-правовых условий:
- разработка нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО и СОО;
- подготовка проекта приказа о введении ФГОС ООО и СОО;
- разработка плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО и СОО в образовательном учреждении;
- внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ОО, в должностные инструкции педагогических работников;
- заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.
- Создание кадровых условий:
- планирование поэтапного повышения квалификации всех учителей и членов администрации ОУ по вопросам введения ФГОС ООО и СОО;
- организация и проведение внутришкольного повышения квалификации;
- участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня по сопровождению ФГОС ООО и СОО;
- Создание финансово-экономических условий:
- корректировка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОО, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с СНОТ;
- расчет потребности в расходах образовательного учреждения необходимых для реализации ООП ООО и СОО.
- Создание информационно-методических условий:
- изучение в коллективе базовых документов ФГОС;
- разработка основной образовательной программы;
- изучение методических рекомендаций к подготовке учебного плана;
- участие в мониторинге уровня готовности школы к введению ФГОС ООО и СОО на основании заполнения экспертных карт самооценки;
- создание рабочих групп в составе педагогов начальных классов и руководителей методических объединений учителей предметников с целью сохранения преемственности ступеней и выработки новых нестандартных решений;
- создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО и СОО в школе;
- создание системы взаимодействия ОО и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся;
- обеспечение публичной отчетности о ходе и результатах введения ФГОС ООО и СОО.
- размещение на сайте ОО и в печатных изданиях информации о процессах подготовки к введению и переходу ОО на ФГОС ООО и СОО.
- Создание материально-технических условий:
- приведение материально-технической базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС;
- оснащение дидактическим оборудованием, позволяющим организовать творческую и проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
- создание санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса, своевременное и качественное выполнение ремонтных работ;
- комплектация библиотечного фонда печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана;
- оснащение информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов, лабораторий в соответствие с требованиями ФГОС;
- обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
Для координации деятельности коллектива школы по опережающему введению ФГОС ООО и СОО в школе создана рабочая группа:
- Координатор рабочей группы - директор МАОУ Сетовская СОШ В.П. Макаренко.
- Заместитель координатора рабочей группы - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.А. Сидорова.
Члены рабочей группы:
Педагог-организатор Ю.А. Андронова.
Педагог-библиотекарь С.Р. Аликеева.
Педагог-психолог, Н.Г. Черкашина.
- Руководитель методического объединения предметов гуманитарного цикла Н.Л. Федорова.
Руководитель методического объединения предметов естественного цикла Н.П. Саботинова.
Календарный план работы на 2015-2016 учебный год:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Планируемый результат |
|
||||
1 |
Анализ нормативно-правовой базы ОУ внедрения ФГОС ООО и СОО |
Август - сентябрь |
В.П. Макаренко, директор школы, члены творческой группы |
Подготовка изменений и дополнений в нормативно правовую базу ОО |
2 |
Составление плана работы пилотной площадки об апробации введения ФГОС ООО и СОО на 2015 – 2016 учебный год |
До 01.09. 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
План работы |
3 |
Внесение соответствующих изменений в локальные акты, разработка новых локальных актов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО |
В течение 2015-2016 учебного года |
В.П. Макаренко, директор школы, члены творческой группы |
Изменения в локальных актах в соответствии с требованиями ФГОС ООО |
4 |
Внесение изменений в должностные инструкции в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО |
В течение 2015-2016 учебного года |
В.П. Макаренко, директор школы, члены творческой группы |
Изменения в должностных инструкциях |
5 |
Заключение договора между родителями, ОУ и учредителем, закрепляющего права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС СОО |
В.П. Макаренко, директор школы, члены творческой группы |
Договора между родителями, ОУ и учредителем, закрепляющего права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС |
|
6 |
Корректировка Основной образовательной программы ООО и СОО |
До 01.09. 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Основная образовательная программа ООО, Основная образовательная программа СОО |
7 |
Рассмотрение Управляющим советом обновленной нормативно-правовой базы ОУ. |
Август 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, члены творческой группы |
Выработка рекомендаций |
II. Организационное обеспечение введения ФГОС ООО и СОО |
||||
1 |
Педагогический совет «Проблемы и перспективы введения стандартов второго поколения в школе. Отличия ФГОС от ГОС среднего образования. Ключевые особенности ФГОС» |
30.08. 2012 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Ознакомление педагогов с основными положениями ФГОС. Рассмотрение планов работы МО по изучению стандартов нового поколения |
2 |
Издание приказа о подготовке ОУ к внедрению ФГОС с 01.09.2015 |
30.08. 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы |
Исполнение приказа |
3 |
Анализ кадрового состава ОУ на соответствие требованиям по введению ФГОС |
До 15.09. 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Самооценка готовности учителя основной школы к работе по ФГОС |
4 |
Проведение самооценки готовности школы к введению ФГОС ООО и СОО |
До 15.09. 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Выявление проблем ОУ при переходе на ФГОС ООО и СОО |
5 |
Формирование плана повышения квалификации педагогов ОУ |
До 15.09. 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
План повышения квалификации педагогов ОО |
6 |
Создание рабочих групп по направлениям внедрения ФГОС |
Сентябрь 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Организация работы рабочих групп по направлениям |
7 |
Разработка и утверждение плана – графика мероприятий по введению ФГОС |
Сентябрь 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
План – график мероприятий по введению ФГОС |
7 |
Общешкольные родительские собрания «Взаимодействие семьи и школы в воспитании и образовании детей в свете ФГОС» |
Сентябрь-октябрь 2015 (по графику) |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Ознакомление родителей с основными положениями ФГОС |
8 |
Экспертиза УМК |
Февраль-март 2016 |
Рук. МО, рабочие группы по образовательным областям |
Экспертные заключения, рекомендации по коррекции рабочих программ. |
9 |
Формирование УМК на 2016-2017 уч. г. |
Апрель- май 2016 |
Рабочие группы по образовательным областям |
Разработка методическими объединениями программ отдельных учебных предметов, курсов |
10 |
Информационно-методическое сопровождение подготовки введения ФГОС через сайт школы |
В течение учебного года |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Работа школьного сайта |
8 |
Повышение квалификации педагогов на курсах |
В течение года |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Повышение квалификации педагогов |
9 |
Обсуждение вопросов перехода на ФГОС на заседаниях МО:
|
В течение года
|
Рук. МО предметных областей |
Повышение компетентности педагогов: -Знакомство с особенностями ФГОС. -Разработка проекта технологической карты. -Выявление трудностей в работе, определение способов оказания помощи. -Составление сравнительной таблицы «Оценка и отметка универсальных учебных действий» |
10 |
Корректировка учебного плана согласно требованиям ФГОС |
Май-июнь 2016 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Учебный план на 2016 – 2017 уч. год |
11 |
Участие в работе сети муниципальных пилотных площадок по введению ФГОС ООО |
В течение года |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
ОППО |
|
||||
1. |
Внутришкольное повышение квалификации педагогов по проблеме: «Повышение качества образования на основе непрерывного профессионального развития учителей»: |
|||
1.1 |
Семинар «Построение новой модели методической работы учителя как необходимое условие введения и реализации ФГОС. Самооценка готовности учителя основной школы к работе по ФГОС» |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Знакомство учителей с особенностями стандартов нового поколения, выявление трудностей, определение этапов работы. |
1.2 |
Установочный семинар «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Знакомство педагогов с образовательными технологиями, позволяющими решать задачи деятельностного подхода к обучению |
1.3 |
Мастер-класс «Технология развития критического мышления» |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Освоение учителями приемов развития критического мышления школьников на уроках |
1.4 |
Проблемный семинар «Информационно-коммуникационные технологии в школьном образовании. Возможности дистанционного обучения» |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Осознание педагогами перспектив применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности по предмету |
1.5 |
Мастер-класс «Обучение в сотрудничестве, использования игровых методов» |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
Получение учителями представлений о стратегиях коллаборативного обучения |
1.6 |
Круглый стол «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС» |
По плану |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, рук. МО предметных областей |
100% педагогов имеют представления о современных педагогических технологиях, могут делать обоснованный выбор применениях той или иной технологии в соответствии с образовательными задачами |
2. Педагогические советы |
||||
2.1 |
«Медиаобразовательная среда школы - условие и фактор реализации непрерывного медиаобразования современного ученика и педагога» |
Ноябрь |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Выстраивание образовательного пространства школы как активной, открытой, многоуровневой системы, взаимодействующей с внешней средой |
2.2 |
«Обучение с увлечением (рациональное использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС» |
Январь |
Н В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Формирование профессионально-педагогической позиции учителей |
2.3 |
«Моделирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения при переходе к стандартам второго поколения» |
Март |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Модель здоровьесберегающего пространства школы, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода. |
IV. Воспитание и социализация. Организация внеурочной деятельности. |
||||
1. |
Семинар «Программа воспитания классного руководителя |
|
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Знакомство классных руководителей с особенностями воспитательных аспектов ФГОС |
2. |
Проблемная группа «Программа внеурочной деятельности в условиях перехода к ФГОС» |
|
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Выработка предложений в содержание внеурочной деятельности в среднем звене |
3. |
Интерактивный семинар «Организация научно- исследовательской, проектной и социально-значимой деятельности в условиях перехода к ФГОС» |
|
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Повышение мотивации педагогов к организации исследовательской, проектной и социально-значимой деятельности обучающихся |
4. |
Круглый стол «Программа воспитания и социализации (ФГОС). Мониторинг воспитания и социализации» |
В течение учебного года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Предложения в проект Программы социализации и воспитания |
5. |
Изучение социального заказа по вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности |
Сентябрь 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Определение социального заказа |
6 |
Разработка школьной программы воспитания и социализации обучающихся среднего звена |
В течение учебного года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Школьная программа воспитания и социализации обучающихся среднего звена |
7 |
Разработка модели реализации внеурочной деятельности обучающихся основной школы |
В течение учебного года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Модель реализации внеурочной деятельности обучающихся основной школы |
8 |
Разработка программ внеурочной деятельности |
В течение учебного года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Программы внеурочной деятельности |
9 |
Классно – обобщающий контроль в 4-х классах «Уровень готовности учащихся к обучению в среднем звене, преемственность в обучении». |
Апрель, 2016 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, члены творческой группы |
Оценка готовности школьников к обучению в среднем звене |
10 |
Проведение собрания родителей будущих пятиклассников «Особенности обучения по ФГОС» |
Апрель 2016 |
Администрация школы |
Ознакомление родителей с приоритетными направлениями внедрения ФГОС |
11 |
Классные ученические собрания: -Ключевые компетентности учащихся в новых образовательных стандартах» - «Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка и отметка» |
Февраль |
Классные руководители
|
Ознакомление обучающихся с основными положениями ФГОС |
V. Психолого-педагогическое сопровождение |
||||
1 |
Диагностика затруднений педагогов на этапе перехода к ФГОС |
Октябрь-ноябрь 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Определение затруднений |
2 |
Проведение тренингов на снижение сопротивления инновациям |
В течение учебного года |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Снижение сопротивления педагогов инновационной деятельности |
3 |
Подбор методик для мониторинга личностных результатов |
Ноябрь- декабрь 2015 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Пакет диагностических материалов |
4 |
Разработка проекта мониторинга личностных результатов |
Апрель-май 2016 |
Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР, педагог-психолог |
Проект мониторинга личностных результатов |
VI. Внутришкольный контроль по реализации плана работы |
||||
1 |
Диагностика готовности учителей к апробации ФГОС ООО и СОО |
Сентябрь 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
2 |
Проведение стартовой диагностики |
Сентябрь 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
3 |
Сформированность банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней по введению ФГОС ООО |
Сентябрь 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
4 |
Соответствие рабочих программ учебных, календарно-тематического планирования Положению о рабочей программе учителя, раб по ФГОС |
Сентябрь 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
5 |
Соответствие рабочих программ внеурочной деятельности, требованиям ФГОС |
Сентябрь 2015 |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
6 |
Деятельность учителя в условиях реализации ФГОС ООО |
Сентябрь -май |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
7 |
Развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности |
Сентябрь -май |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Совещание при директоре, справка |
8 |
Обобщение и распространение ППО |
Сентябрь -май |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Аналитический отчет , отдел образования |
9 |
Итоги работы по реализации ФГОС ООО в 1 полугодии |
Декабрь |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР |
Аналитический отчет , отдел образования |
10 |
Подведение итогов работы по реализации ФГОС ООО |
Май |
В.П. Макаренко, директор школы, Н.А. Сидорова, зам. директора по УВР
|
Аналитический отчет , отдел образования |