Работа в инновационном режиме.
Переход школы в инновационный режим осуществлялся поэтапно: в 1993 году ввели изменения в учебно-воспитательный процесс, в содержание образования. В порядке экспериментальной работы был создан класс педагогической поддержки на базе 4-х классов (учитель Саботинова Г.В.), учитель Плесовских В.К. перешла на технологию обучения в начальной школе по системе Занкова, ввели углубленное изучение химии в 10 классе (учитель Тимофеева Т.И.), перешли на обучение иностранному языку в начальной школе (учитель Потапова А.А.) и преподавание в начальной школе курса «Развитие речевой культуры школьников, преподавание этики семейной жизни в 11 классе, граждановедения в 5-8 классах. В декабре 1994 года на базе школы был проведён районный семинар директоров и завучей школ. В работе семинара принимала участие заведующая кафедрой инноваций при ИУУ Прудаева В.Н. Проведено 12 открытых уроков, шоу-программа «Школьный калейдоскоп». Работа школы по проблеме «Уровневая дифференциация» была раскрыта; отмечено сотрудничество учителей и учащихся. Одновременно обновлялось оформление школы и учебных кабинетов. В.П. Макаренко вспоминает: «Буквально за несколько дней до семинара начальник лесоучастка Юмадеев М.М. безвозмездно выделил материал (рефлёная доска), которой был обшит кабинет истории, где проводилось открытое мероприятие. Стены кабинета обшили за одну ночь усилиями семьи Макаренко. Работа по эстетическому оформлению школы, кабинетов велась совместными усилиями учителей, родителей. Сидорова Н.А. оформила кабинет биологии вместе со своим мужем Сидоровым Д.А.. Озеленили коридор. Традиционными стали смотры-конкурсы учебных кабинетов, которые за короткий срок привели в соответствие требованиям к учебным кабинетам. Бюджетных средств было недостаточно, материальную безвозмездную помощь в укреплении учебно-материальной базы оказывали предприятия «Тобольсклес» (руководитель Горячев Ю.Н.), Тобольское нефтепроводное управление (руководители: Жернаков Н.Е., Овчар З.Н., Бронников В.А.), Тюменское отделение Свердловской железной дороги, организации железной дороги, нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Сетово» (начальники станций: Кулешов В.А., Губенков А.В., Абдразаков Р.А.). За счёт выделенных средств была обшита школа с внешней стороны, приобретено технологическое оборудование, технические средства обучения, мебель и др. В 1995 году школа включилась в опытно-экспериментальную работу по теме «Организация работы школы в условиях разноуровневого обучения» Научный руководитель: Яркова Т.А. Научный консультант: Тимканов Р.А.
Цель и задачи поисковой работы:
Цель:
• Разработать и критически осуществить технологию разноуровневогодифференцированного образования в школе, обеспечивающего развитие индивидуальных особенностей учащихся и адаптацию его к современным условиям экономической и социальной жизни.
Задачи:
• Найти оптимальное сочетание в содержании образования углубленного и реального уровней государственного и школьного компонентов, степени сложности содержания учебного материала и индивидуальных возможностей школьников.
• С января 1996 года в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по научно-методической, исследовательской, опытно-экспериментальной работе. • Школа начала сотрудничество с Тюменским ИУУ (институтом усовершенствования учителей). Научный руководитель опытно-экспериментальной работы – Прудаева В.Н., заведующая кафедрой инноваций при Тюменском ИУУ.
• С февраля 1996 года должность заместителя директора по научной работе была возложена на Юркину Н.В., учителя математики.
• 20 февраля 1996 года на базе школы был проведен областной семинар по теме «Роль методической службы в создании условий для развития инновационных процессов в образовательных учреждениях». Школа подготовила заседание лаборатории, выступления из опыта работы, открытые уроки, внеклассные мероприятия.
2001 – 2005 гг. – работа по проблеме личностно – ориентированного обучения. Школа поддерживала творческие контакты с ТГПИ, ТОГИРРО. В образовательном
процессе создаются условия в самоопределении и самореализации учащихся, развивается устойчивая потребность в самообразовании и уверенность в собственных
познавательных силах. Реализация личностно – ориентированного образовательного процесса предполагает, в том числе, и разработку обучающих технологий,
обеспечивающих включение учащихся в деятельность, такое построение учебного занятия, чтобы учащиеся могли самореализоваться, включиться в разнообразные
способы выполнения заданий, в активные формы обучения. Основные направления опытно – экспериментальной работы: - построение образовательного процесса
на основе индивидуально-личностного подхода к каждому ученику; - использование современных технологий, проектирование дифференцированного обучения на основе изучения каждого ученика как личности; - организация жизнедеятельности школьников на основе здорового образа жизни; - совершенствование профессионального мастерства педагогов школы, развитие творчества и инициативы;
Классификация образовательных технологий, используемых педагогами в это время:
1. Развивающее обучение (Л.В. Занков) в начальной школе (учитель Плесовских В.К.);
2. Технология адаптивной системы обучения в начальной школе (учитель Рянина Г.Г.);
3. Технология модульного обучения на уроках химии (учитель Тимофеева Т.И.);
4. Контрольно-коррекционная технология обучения на уроках математики (учитель Юркина Н.В.);
5. Личностно-ориентированная технология на уроках биологии (учитель Сидорова Н.А.);
6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках истории (учитель Макаренко В.П.);
7. Технология гуманного обучения на уроках физики (учитель Саботинова Н.П.);
8. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре на уроках английского языка (учитель Потапова А.А.). Учителя в начале учебного года изучали результаты обучения, исследовали обученность и обучаемость учащихся, их индивидуально – психологические особенности. Результаты срезовых контрольных работ тщательно изучались, заносились в таблицы, велась работа по улучшению качества знаний учащихся. Вводились изменения в учебный план школы.
Вариативная часть распределена следующим образом: - в начальном звене – речевая культура, английский язык с 4 класса, география с 4 класса, ОБЖ, экологическая культура; - в среднем звене – этика, основы вычислительной техники и информатики, историческое краеведение, географическое краеведение, ОБЖ; - в старшем звене – ОБЖ, швейное дело, основы деревообработки, историческое краеведение, основы цивилизации, спецкурс по физике и математики. В школе регулярно работает методический совет в составе, которого психолог Федорова Н.Л., заместитель директора по УВР Тимофеева Т.И., заместитель директора по научной работе Юркина Н.В., занимается актуальными проблемами проводимых исследований, диагностированием результатов, повышением профессионального мастерства учителей, анализом уроков. С 2004 – 2005 учебного года ОУ включилось в эксперимент по профильному обучению, с 2006 г. - имеет статус базовой школы – ресурсного центра по профильному обучению и предпрофильной подготовке. Школа – районная экспериментальная площадка по отработке внутришкольной и сетевой модели профильного обучения, ресурсный центр по освоению инновационных технологий и подготовке учащихся к ЕГЭ. Ежегодно на базе школы проводятся районные семинары различных уровней РМО, конкурсы. Учителя школы успешно принимают участие, как в районных, так и областных мероприятиях: Учитель года, конкурс стендовых уроков, областные конференции (на базе ТОГИРРО), региональные научно-практические конференции (на базе ТГПИ), конкурс «Женщина – директор года» и др. Коллектив уделяет особое внимание работе с одаренными детьми. Результат этой работа на лицо: ежегодно призовые места на районных, зональных и областных олимпиадах, хорошие показатели ЕГЭ, высокий процент поступления в ВУЗы, победы учеников в творческих конкурсах (сочинения, рисунков, агитбригад и др.) Школа одной из первых получила муниципальный заказ по дополнительному образованию детей и успешно его реализовывает.
В 2006 году на основе приоритетного национального проекта Президента Российской Федерации «Образование» (ПНПО) школа приняла участие в конкурсе в рамках этого проекта. В направлении проекта – «Государственная поддержка школ», активно внедряющих инновационные образовательные программы стала победителем и получила Президентский грант.
Участие и победа в конкурсе позволили коллективу продолжить инновационную деятельность, активно участвовать в реализации проекта модернизации образования(внутришкольное и сетевое развитие). Это подтверждает его инновационный потенциал и дает моральное право школе выступать в качестве ресурсного центра. Что стоит за ресурсным центром? - инновационные идеи, представленные в программе развития, где разработана стратегия перехода к инновационной школе; описание и обобщение опыта; реализуется система мер по внедрению опыта: проведение семинаров… В нашем районе есть малочисленные и малокомплектные школы, в том числе и на левобережье Иртыша, где расположены: МОУ Сетовская СОШ, МОУ Ушаровская СОШ, МОУ Овсянниковская СОШ, МОУ Ермаковская ООШ (ликвидировано в 2009 году). Именно эти школы входят в сеть, где Сетовская школа – базовая, другие являются филиалами. Сетевой подход в обучении связан с новыми принципами и методологией организации образовательного пространства в старшей школе. Основные из них: самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности; осуществление индивидуализированных форм учебной деятельности; способность к самообразовательной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса: В процессе взаимодействия школы пришли к необходимости разработки «сетевых» локальных актов: Положение «О базовой школе», где определена: цель базовой школы: - реализация Концепции модернизации российского образования, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, - обеспечение максимально – возможной доступности качественного образования для обучающихся при рациональном использовании материально – технических, кадровых и финансовых ресурсов. Задачи базовой школы: - оптимизация образовательных ресурсов сети школ с целью их эффективного совместного использования; - создание условий для предшкольной подготовки, профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся; - создание системы методической работы с педагогическими кадрами; создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений сети и др. Положение о координационном совете, как одной из форм управления базовой школы Совет создан с целью организации и координации совместной деятельности базовой школы и сети общеобразовательных учреждений Совет состоит из представителей администрации базовой школы и школ входящих в сеть. Целью деятельности совета является: - содействие педагогическим коллективам школ в обеспечении всесторонней и качественной подготовки выпускников как конкурентоспособных абитуриентов высших учебных заведений; Задачами совета являются: - поддержка разработки и внедрения элективных (специальных) курсов, отражающих направленность каждого общеобразовательного учреждения, входящего в сеть и формирующих у обучающихся осознанный выбор будущей профессии;
- организация деятельности по профориентации обучающихся, включающей проведение экскурсий, лекций, семинаров, научно-практических конференций;
- проведение работы по подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения, которая включает в себя организацию консультаций по подготовке к олимпиадам и различным формам вступительных испытаний; Координационный совет: - рассматривает вопросы по координации совместной деятельности педагогического коллектива базовой школы и педагогических коллективов школ сети; В состав совета входят: - от отдела образования: куратор, назначенный начальником отдела образования; - от базовой школы: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители РМО, руководители
внутришкольных МО по предметам естественно – математического и гуманитарного цикла; - от школ сети: руководители школ и их заместители по УВР, руководители внутришкольных методических объединений. Председателем совета является директор базовой школы, секретарем - заместитель директора по УВР. Члены совета назначаются учредителем базовой школы. В работе совета могут принимать участие учителя базовой школы и школ, входящих в сеть, представители отдела
образованием, члены управляющих советов школ. Договор о сотрудничестве: Предусматривает осуществление совместной некоммерческой деятельности без образования юридического лица в составе Совета директоров для осуществления сотрудничества по направлениям: - организация работы с одаренными детьми,
организация досуговой занятости детей (предоставление дополнительного образования детям) осуществляемых в рамках оказания услуг по предоставлению
дополнительного образования детей; - организация профильного обучения, проведение лабораторных и практических занятий с учащимися, в рамках образовательных
программ, предусмотренных государственным образовательным стандартом общего образования, соответствующих занятий с учащимися базовой сельской школы и
учащимися входящих в ее сеть общеобразовательных учреждений с использованием учебно-материального (учебного, учебно-наглядного, лабораторного) оборудования, которым оснащена базовая школа; - организация учебно-методической работы с педагогами, через проведение педагогическими работниками базовой сельской школы тематических семинаров, совещаний, конференций, в том числе по вопросам освоения новых педагогических технологий, методик обучения, обновления содержания образования, иной учебно-методической работы для педагогических работников образовательных учреждений, входящих в сеть; - использование учебно-материальных ресурсов базовой сельской школы для проведения культурно-массовых мероприятий с учащимися базовой сельской школы и входящими в ее сеть общеобразовательными учреждениями.
Календарный план работы базовой школы включает направления : организация работы с одаренными детьми: создание банка данных по одаренным детям,
методика работы с ними; целенаправленная педагогическая диагностика, планирование и организация подготовки учащихся к олимпиадам, проведение школьных
олимпиад (базовая школа), проведение лабораторных, практических работ, подготовка к ЕГЭ учащихся; профильное обучение и предпрофильная подготовка:
организация учебного процесса по индивидуальным планам 10-11 кл.
Предметы на профильном уровне:
1. Литература
2. История
3. Обществознание
4. Физика
5. Биология
6. Химия
Организация предпрофильной подготовки 9 кл. Элективные курсы:
1. «От Архимеда до Ньютона»
2. «Здоровье, красота и химия»
3. «Географический калейдоскоп» «Основы государства и права», проведение воспитательных мероприятий: сетевые спортивные соревнования и др., учебно-методическая работа с педагогами : сетевой семинар, методический совет, методический урок. Кадровое и учебно – программное обеспечение образовательного процесса: одно из важных условий, оказывающее влияние на развитие школы, – её кадровый состав. Знаменитому художнику Клоду Моне задали вопрос: «В подлинном искусстве важнее ЧТО или КАК?» мастер ответил: «Важнее КТО…» Педагогический коллектив – это сплоченная команда педагогов, для которой характерен высокий профессионализм с ориентацией на постоянное самосовершенствование. Уровень квалификации педагогических кадров достаточно высокий: учителя владеют и внедряют в учебный процесс современные педагогические технологии… Качественные достижения педагогического коллектива базовой школы: За последние три года в школах сети на 34 % увеличилось число педагогов высшей квалификационной категории, учителя школ стали более активно участвовать в районных и областных конкурсах. Создаются условия для усиления мотивации педагогогических кадров к непрерывному профессионально – личностному саморазвитию. Качественная организация образовательной деятельности требует учебно – программного обеспечения. Только в 2006 году по итогам участия школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы было приобретено программно методическое обеспечение на сумму 148000 тыс. рублей, на 30% увеличился библиотечный фонд, создана медиатека, создано информационно – методическое обеспечение: подготовка научно – методических разработок, необходимых для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Успешно функционирует система дополнительных образовательных услуг: смотры проектов, кружки, спортивные секции и др.
Материально – техническое обеспечение: модернизация компьютерного класса, оснащение учебных кабинетов, приобретение наглядных пособий
Укрепление материальной базы школы по итогам участия школы в 2006 г. в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.
Направление расходования средств план факт
- приобретение лабораторного оборудования 163000 163000
- Приобретение программного и методического обеспечения 148000 148000
- Модернизация материально – технической - базы 635000 63500
- Повышение квалификации и переподготовки - педагогических работников 54000 54000
- Всего 1000000,00 1000000,00
Сетевая модель - это особый тип взаимодействия ОУ. Он основан на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных,
то есть неиерархических связей. По этим связям между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами, информацией и перемещение учащихся (реже),
учителей. Каждая школа, включенная сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности. За счет
сетевого взаимодействия учащиеся приобретают возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальные планы.
Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствует повышению качества
Соотношение состава профиля обучения старшеклассников с профилем обучения, выбранном в ВУЗЕ (на примере базовой школы)
Профиль обучения выпускников | Профиль обучения в ВУЗЕ | |
2004 – 2005 Естественно – научный | 27 | 16 (59%) |
2005 – 2006 Естественно – научный | 23 | 14 (61%) |
2006 – 2007 Естественно – научный | 24 (100%) | 15 (60%) |
2007 - 2008 Естественно – научный | 16 (100%) | 10 (63%) |
2008 - 2009 Естественно – научный | 10 (67%) | 6 (40%) |
Естественно-научный гуманитарный | 5 (33%) | 3 (20%) |
Участие в экспериментальной работе способствует формированию ключевых и общеучебных компетенций. Наиболее эффективно это осуществляется в условиях сети. Именно в этих условиях прекрасно развиваются: способность брать на себя ответственность, готовность участвовать в совместном принятии решений; способность жить с людьми других культур; включённость в освоение учебной программы на более высоком (профильном) уровне, способность осуществлять исследовательскую работу, в том числе по социально значимой проблематике и др.
Педагогический коллектив 1995 – 1996 учебный год
I ряд, слева – направо: Потапова А.А., Салтанова Н.В., Бодунова Л.И., Макаренко В.П., Саботинова Н.П., Сидорова Н.А.
II ряд, слева – направо: Колобова А.Ф., Плесовских В.К., Макаренко А.Н., Фомина И.А., Тимофеева С.В., Новак Г.С.
III ряд, слева – направо: Аширова Л.М., Цветкова В.Н., Рянина Г.Г., Аширбакиев К.Ф., Юркина Н.В.
2007 –2008 2008-2009 2009-2010
Начальная школа 79 75 52
Основная школа 98 95 110
Средняя школа 34 48 47
Основная школа 98 95 110
Средняя школа 34 48 47
Колличество детей в школе:
2007-2008 - 201
2008-2009 - 208
2009-2010 - 209
По ступеням образования:
Всего классов: 11 Наполняемость по классам
1 ступень -4 1 - 10 5 - 23 9 - 19
2 ступень - 5 2 - 17 6 - 23 10 - 24
3 ступень - 2 3 - 12 7 - 18 11 - 26
4 - 17 8 - 20