МАОУ Сетовская СОШ
«В целях оперативного информирования населения по наиболее острым социально-экономическим вопросам 1 марта 2022 года осуществлен запуск правительственного ресурса ОБЪЯСНЯЕМ.РФ»
Воскресенье, 19.01.2025, 01:05
Сведения об образовательной организации
Меню сайта
Категории раздела
Пед.мастерство [2]
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Учителям » Пед.мастерство

Педагогические условия развития эвристического мышления при обучении физике

Педагогические условия развития эвристического мышления при обучении физике
(«Ярмарка педагогических идей»)
( Саботинова Нина Петровна, учитель физики и математики  Сетовской СОШ Тобольского района)


«Дать человеку деятельность, которая бы  наполнила его душу»
К. Д. Ушинский


Идея развития эвристического мышления детей созвучна  с основой дидактической системы Сократа, с его знаменитым принципом «знающего незнания». « Я знаю, что я ничего не знаю»-начальная эвристическая формула Сократа, который путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самому открывать истину. Возникновение новой идеи, внезапное озарение, просветление мысли- это «Эврика!», в переносном смысле, это радость от того, что выход найден, проблема решена.
  Какой выпускник нужен сегодня России? К сожаленью, образование чаще ориентировано на « знаниевый» подход. Из существующих в педагогике двух подходов к образованию ученика: «выращивание» внутренней сущности ребенка и « вращивание» внешних функций внутрь его, я предпочла первый.  Не обесценивая знаний, превратить их в средство развития ребенка. В этом мне видится актуальность проблемы.
  Ведущая идея  опыта: человек- это творец. Природа наградила человека способностью открывать новое. А значит, способность делать открытия- генетически заложенные средства развития.
  Новизна идеи заключается в следующем: уточнено содержание личностного опыта учащихся для конструирования собственного внутреннего мира: смысловое впечатление, выводы из пережитого; В структуре личностного опыта выделены: опыт самоорганизации; опыт рефлексии; опыт собственных убеждений; Раскрыт потенциал эвристических задач по физике; Проверены педагогические условия. 
  Основные принципы эвристического обучения: принцип личностного целеполагания ученика; принцип продуктивности обучения; принцип первичности образовательной продукции ученика; принцип выбора индивидуальной траектории; принцип образовательной рефлексии.
   Практическая и теоретическая значимость, равно как и социальная заключается в следующем: индивидуализация обучения; развитие творческого потенциала; определение и повышение уровня эвристического мышления; классификация эвристических задач; развитие коммуникативных качеств личности;
  Методическая система опыта. Интеграция основного и дополнительного образования, целенаправленные коррекционно- развивающие занятия, разработка технологической карты эвристического урока, подбор открытых задач и их систематизация.
   Для эвристического обучения адекватной характеристикой является деятельность, что абсолютно созвучно требованиям к современному уроку-деятельностному и компетентностному. Продуктивной эвристической деятельности соответствуют понятия : «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и другое. Иными словами, -это освоение, которое имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область.
  Учитель, желающий развивать в каждом ученике уникальную личность, оказывается перед сложной педагогической задачей обучения всех по разному. От него требуется непрерывное изменение своих действий и позиций, для него становится привычной ситуация образовательной неопределенности.
  Условием создания учеником личного образовательного продукта является предоставление ему возможности познания реального объекта с двумя его проявлениями: реальным и идеальным. Например, физические тела реальны, а законы, теории- идеальны.
  Ключевой элемент эвристики- это образовательная ситуация- ситуация эвристического незнания. Начинается такая ситуация с искусственно или естественно созданной образовательной напряженности. Это может быть противоречие, проблема, парадокс, нарушение привычных норм или сопоставление.
   Чтобы ученик мог создавать собственный образовательный продукт, он должен иметь возможность дискутировать, изобретать, моделировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, философствовать, консультировать, проектировать и «переоткрывать открытое».
  Система эвристических уроков по физике строится по следующей структуре: 
-материал творчески перерабатывается и усваивается постепенно;
-материал рассматривается как единый блок;
-последовательно рассматривается исторический, экологический и другие аспекты урока;
- подбираются открытые задачи;
-Изучение индивидуально и дифференцировано;
  Перспективность опыта: 
*Научное обоснование педагогических условий, способствующих развитию эвристического мышления;
*Разработка методических рекомендаций по организации индивидуальных образовательных траекторий по физике;
*Распространение эвристических принципов среди педагогов;
*Создание банка открытых задач по физике;
                                         Литература:
Лакоценина Т. П. Современный урок, часть 4, Альтернативные уроки,,Изд. «Учитель,2007г.
Лакоценина Т. П. Современный урок, часть5, Инновационные уроки, «Учитель»,2007г.
Кульневич С. В. Анализ современного урока, Изд. «Учитель», 2006г.
Перельман Я. И. Занимательная физика.М.: Наука,1979.
Гальперштейн Л. Здравствуй, физика». М.: Детская литература,1973

Категория: Пед.мастерство | Добавил: schoolsetovo (28.09.2014)
Просмотров: 741 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Полезные ссылки