Особенности системы работы с одаренными детьми… Из опыта работы педагогов МАОУ Сетовская СОШ Тобольского района
Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека. М.А. Лаврентьев
Главной задачей образовательного учреждения в условиях развития новых наукоёмких технологий является качественное образование. Оно становится важным общественным капиталом. Именно поэтому развитые страны придают укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала первостепенное значение. Это обуславливается и тем, что прогресс и развитие общества способны обеспечить люди неординарно мыслящие, способные нестандартно решать проблемы, формировать новые перспективные цели и задачи. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества со¬стоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста¬вителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть спо¬собности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тай¬ны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло¬вари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различ¬ных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре¬творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис¬ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Детская одаренность – сложное, многоаспектное явление. Она понимается нами как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». («Рабочая концепция одаренности», М., 1998 г.). Мы исходим из того, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим, а актуальную одаренность проявляет незначительная часть детей. Задачей школы, следовательно, является, во-первых, выявление одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности в школе и вне школы; во-вторых, развитие и обучение их. Как это осуществляется в нашей школе, какие формы работы используются? Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в нашей школе. Выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию – основная идея программы «Одаренные дети». Согласно программе особое внимание должно уделяться личности ребенка, его индивидуальности, раскрытию и развитию его способностей и талантов. Цель программы: создать оптимальные условия в школе для развития способностей у одаренных учащихся, замотивированных на учебную деятельность, стремящихся к самообразованию. Задачи по реализации программы: - Создать организационные и психологические условия для выявления и сопровождения одаренных детей.
- Организовать способы работы с одаренными детьми, найти им место в индивидуальной работе, через консультации, информационно – методические занятия.
- Совместно с педагогами составить индивидуальный компонент программы для каждого одаренного ребенка (через изучение спроса, деятельность кружков, элективных курсов, секций и т.п)
- Организовать творческую деятельность учащихся в условиях образовательного учреждения.
При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников одаренности продукт самой природы или закономерный результат воспитания. Необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей. Процесс выделения одаренности многогранен. Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Диагностика уровня учебной одаренности детей происходит в детском дошкольном учреждении. Совместная работу с ДОУ позволяет определить круг детей, на которых следует обратить особое внимание в школе. И это большая часть тех, кто приходит обучаться в 1 класс. Некоторые дети не посещали ДОУ, таким образом, возникает необходимость первичной диагностики при приеме в 1 класс. Комиссия в составе самых опытных учителей начальной школы, психолога, родителей, медицинских работников определяет уровень развития ребенка, степень его обученности и обучаемость. В зависимости от этого происходит организация индивидуальной работы с учащимися. Независимо от того, каков источник одаренности, необходимы её диагностика. В связи с этим возросла роль психолога школы, Федоровой Н.Л., которая помогает педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Учащиеся диагностируются по следующим направлениям: •творческое мышление; •уровень самооценки; •толерантность; •предпочтительные виды деятельности; •доминирование правого или левого полушария; •карта интересов (что вам нравится?); •диагностика задатков и склонностей личностей (по В.П. Симонову). Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, поэтому именно в этом звене необходима работа опытных учителей. Хороших успехов в данном направлении добиваются Цветкова В.Н., , Рянина Г.Г., Подрезова Л.Н. Особенно важно в начальной школе продолжить работу по развитию творческой одаренности учащихся. И здесь мы используем систему дополнительного образования. Это позволяет нам удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности одаренных детей и позволяет обеспечить выявление, поддержку, развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Какие формы обучения нами используются? Следующий этап можно назвать диагностический. На этапе 5-9 кл. проводится большая работа учителей-предметников по индивидуальной оценке творческих возможностей и способностей ребенка. Поэтому учитель должен профессионально грамотно владеть современными педагогическими технологиями, способным к научной и творческой деятельности. Этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка в старшей школе. На этом этапе перед педагогами стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Реализация данной задачи возможна благодаря профилизации старшей школы, индивидуализации обучения и воспитания, расширение системы дополнительного образования. Введение профильного обучения на основе индивидуального учебного плана в 10-11 классах позволяет реализовывать интересы многих детей. Посещение элективных курсов учащимися 10-11 классов позволяет учитывать специфику интересов учащихся, предусматривает детальное углубленное изучение наиболее важных тем, идей. Пользуются большим спросом элективные курсы по физике, химии, обществознанию, биологии, географии. Внутришкольный контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется по следующим направлениям: •создание для ученика ситуации успеха и уверенности; •сотрудничество учителя и ученика; •использование форм контроля, тематический учет знаний; •учет индивидуальных особенностей ученика В нашей школе работа с одаренными детьми ведется уже в течении нескольких лет. Данная работа ведется и с родителями: родительские собрания, консультации психолога. Много времени коллектив учителей уделяет координации деятельности по работе с одаренными учащимися через педагогический совет, методический совет. На методическом совете ставились вопросы: - утверждение графика олимпиад; - анализ результативности работы с одаренными учащимися. На педсовете обсуждали: - организацию активной познавательной деятельности; - итоги школьных, районных и зональных олимпиад. Оказывается методическая и психологическая помощь учителям-предметникам по работе с одаренными детьми. Имеется банк методик диагностики одаренности школьников: - Карта интересов.
- Методика «Интеллектуальный портрет».
- Методика «Карта одаренности».
- Методика оценки общей одаренности и др.
На совещании при директоре анализируется результативность работы в течение года. Результаты школьных, районных, областных олимпиад говорят о том, что педагоги нашей школы работают в нужном направлении. Но еще достаточно много проблем, которые необходимо решать. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных детей нельзя переоценить. Как показывает анализ работы с одаренными детьми, благодаря кропотливой, поисковой и творческой работе наших преподавателей, обладающих высоким уровнем компетентности в определенных вопросах их предмета, рождаются "звездочки” среди наших учеников, способных достичь такого же или даже выше уровня компетентности. Тимофеева Т.И. работает дифференцированно, осуществляет индивидуальный подход, консультирует учащихся. Уроки биологии Татьяны Ивановны - это уроки жизни. Она практикует проведение уроков-лекций, уроков-путешествий, семинаров, на которых ученики учатся дискуссии и умению отстаивать свои позиции. Отдельные уроки она проводит на природе, учит понимать и любить родную природу. Учащиеся пишут сочинения, сказки, рассказы, стихи, рисуют и выполняют композиции из природного материала. Пришкольный учебно-опытный участок Сетовской школы - это настоящая живая зеленая лаборатория. На ХIII областной экологической конференции старшеклассников «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Сетовская школа награждена дипломом 1 степени за лучшую работу учебно-опытнического участка, а Татьяна Ивановна отмечена грамотой департамента образования и науки Администрации Тюменской области. Особое место в деятельности учителя занимает работа с одаренными детьми, она учит их решать сложные задачи, готовит к олимпиадам, конкурсам. Не случайно, что ее ученики становится призерами районных, зональных и областных олимпиад. Ученики Татьяны Ивановны Тимофеевой показали по ее предметам на ЕГЭ оптимальные результаты, лучшие в районе. На учебно-опытном участке её ученики ежегодно закладывают различные опыты, с результатами которых затем выступают на различных конференциях. Саботинова Н.П. стимулирует познавательные способности учащихся, отбирает и готовит материалы для коллективных творческих дел. Её питомцы занимают призовые места не только в областных конкурсах научных знаний, но и в конкурсах различных направлений художественной самодеятельности (КВН, агитбригада, волонтерское движение). Нина Петровна – творчески работающий учитель. Она имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы, использует в работе программы и методики, направленные на развитие личности, интеллекта, участвует в реализации инновационной программы школы по введению профильного обучения, предпрофильной подготовки. Соловьева Елена Владимировна умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям самого предмета, умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания учащихся сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения. Способствует поиску и творческому развитию одаренных детей. Продумывает внутреннюю логику уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала. В рамках профильного обучения реализует элективные курсы «Решение стандартных задач нестандартным способом», «Математическая мозаика». Елена Владимировна руководит научным обществом учащихся по математике «Эврика». Обеспечивает успешность образовательных результатов её учеников: призовые места на районных олимпиадах по математике, по результатам ЕГЭ качество колеблется от 48 до 49,9 %, средний тестовый балл имеет тенденцию к увеличению, в 2010 году он составил 53,2, успешно готовит учащихся к поступлению в ВУЗы. Аликеева Сайма Раисовна, учитель географии, большое внимание уделяет самостоятельной работе учащихся, организации исследовательской деятельности, созданию проблемных ситуаций на уроке и учит учащихся разрешать их. Её уроки отличаются многообразием методов и приёмов, направленных на формирование интеллектуального, культурного, нравственного развития личности. Обеспечивает успешность образовательных результатов её учеников: ежегодное участие в районных олимпиадах, олимпиадах УрФО по географии, по результатам ЕГЭ качество колеблется от 67 до 100%, средний тестовый балл имеет тенденцию к увеличению, в 2010 году он составил 66,5, успешно готовит учащихся к поступлению в ВУЗы. Тимофеева Светлана Викторовна обеспечивает успешное формирование системы знаний. На уроках она создает условия, формирующие мотив деятельности, умеет увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Прочные знания учащихся сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения. Результативность преподавания предмета на оптимальном уровне. Ученики Светланы Викторовны ежегодно занимают призовые места на районных и областных олимпиадах. Обеспечивает успешность образовательных результатов её учеников, успешно готовит учащихся к поступлению в ВУЗы. Федорова Нина Леонидовна добивается глубоких и прочных знаний школьников. Результативность преподавания предмета на оптимальном уровне. Она способствует поиску и творческому развитию одаренных детей, её ученики – призёры районных и областных олимпиад по русскому языку и литературе. Выпускники успешно сдают вступительные экзамены при поступлении в высшие учебные заведения. Нина Леонидовна – творчески работающий учитель, внедряет в учебный процесс новые технологии, методику передовых учителей Е. Ромачевой, А. Киселева, А. Кутузова, С. Лысенковой. Изучает и применяет технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, индивидуализирует подход к учащимся, основываясь на знании особенностей ученика как личности. Строит учебно-воспитательный процесс на основе деятельностного подхода. Внедряет в учебно-воспитательный процесс проектные технологии, проблемное обучение, опираясь на творческий потенциал учащихся. Макаренко В.П. учитывает специфику интересов учащихся, соответственно их стилю усвоения, дает возможность приобщаться к новой информации, прививает стремление к приобретению знаний. Её питомцы также ежегодно радуют призовыми местами на районных и зональных олимпиадах по истории и обществознанию. В поиске направлений совершенствования под руководством Валентины Петровны коллектив Сетовской школы вместе с другими школами реализует эксперимент по введению профильного обучения в условиях сетевой модели. Руководитель базовой школы, Валентина Петровна, глубоко убеждена в том, что работа в инновационном режиме позволяет реализовать в образовательной деятельности новые педагогические идеи и технологии. И наглядное тому подтверждение – победа в конкурсе лучших школ России. В условиях класса со смешанными способностями продуктивно организуют контроль за развитием познавательной деятельности молодые педагоги: Соболевская Е.А., Ниценкова О.А., их ученики также добиваются хороших результатов на районных олимпиадах. Высокие требования у учащихся к результатам собственной деятельности воспитывает учитель технологии Фомина И.А. Благодаря введению предпрофильной подготовки в 9 кл. педагогический коллектив добивается учета интересов ученика на более ранних стадиях обучения. Выбора школьниками дальнейшего профиля обучения. Опыт работы Ирины Александровны обобщен на уровне района. Она сознательно намечает программу самосовершенствования, активно участвует в методической работе школы и района. Делится своим опытом с коллегами: проводит открытые уроки. Творческие выставки. На районном конкурсе удостоена звания «Мастер «Золотые руки». Все это позволяет сказать о ней, как о педагоге с яркой индивидуальностью, имеющем особые находки. Различными методами она стимулирует творческую деятельность детей. Ежегодно ученики Ирины Александровны занимают призовые места на районной олимпиаде, творческих конкурсах. Важный шагом на пути формирования творческих способностей учащихся в нашей школе является переход к индивидуальному образованию. Индивидуальные занятия с одним или несколькими учениками позволяют вывести наших школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помогают им наиболее полно раскрыть свои творчески способности. Формирование личности, яркой индивидуальности, зависит от того, насколько рано будут определены способности ученика, и насколько школа может создать условия для развития этих способностей. Рациональный подход к обучению, система внеклассной работы, которая сформировалась за время существования школы, действительно может развивать творчески способности ребенка. Обучение одаренных детей в условиях нашей школы строится на основе принципов индивидуализации и уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса. Это осуществляется путем реализации разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным учебным планам на профильном уровне (предметы по выбору учащихся). Другая форма работы – организация системы занятий по свободному выбору, элективных курсов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сложившаяся система методической работы позволяет успешно осуществлять Программу «Одаренные дети». Мероприятия, намеченные к осуществлению в этом году, выполнены. В школе определены учащиеся, имеющие дарования в разных направлениях: изучение наук, исследовательская работа, творчество (ИЗО, музыка, танцы, физкультура, литература и др.). Выявляются дети, обладающие скрытыми способностями. Большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров, совершенствованию дифференцированного обучения в условиях вариативности обучения, повышению эффективности использования элективных курсов, кружков. Как и в прошлом учебном году, отмечается возросший интерес подростков и младших школьников к участию в предметных олимпиадах, а это именно тот возраст, который психологи и педагоги называют наиболее подходящий для формирования когнитивных способностей. Для одаренного ребенка 8-10 лет умение учиться – это прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество. Поэтому очень важно увидеть это стремление еще на начальной ступени образования и начать совместное сотрудничество в той или иной образовательной области. Одаренные дети в нашей школе реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования. Спортивные кружки и секции развивают сильных, смелых, ловких; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности каждому одаренному в этой области ребенку. Реализация программы осуществлялась по направлениям: - Выявление одаренных учащихся и планирование работы с ними
- Проведение диагностики на предмет выявления определения склонностей учащихся во 2 классе (классный руководитель Рянина Г.Г.), в 5 и б классах (классные руководители Андронова Ю.А., Тимофеева Т.И.).
- Постоянный мониторинг уровня облученности учащихся школы по итогам четвертей, полугодия, года (итоги подводятся на педагогических советах по итогам четверти)
- Проведение и анализ анкеты «Профиль умений» в 10 и 11 классах, обсуждение итогов на педагогическом совете школы, выработка рекомендаций для составления учебного плана школы в 2011-2012 учебном году.
- Мониторинг учащихся по теме «Проблемы и перспективы занятия исследовательской и проектной деятельностью» (итоги подведены на МС школы)
Профессиональная подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими особые способности: Были проведены методические занятия с педагогами школ сети: - «Диагностика одаренности», «Организация профессиональных проб учащихся», «Способы интеллектуального развития учащихся». Занятия проводились в рамках Методических месячников в школах сети, итоги творческих занятий обсуждались на педагогическом совете. - «Программа подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ», Саботинова Н,П, - «Критерии «гуманитарного» урока», Тимофеева С.В. - «Способы интеллектуального развития детей возрастной нормы», Федорова Н.Л. «Работа с одаренными детьми в условиях профильного образования», Сидорова Н.А. Индивидуальные консультации с педагогами школы по подготовке учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах и смотрах в течении учебного года Организация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся: 1.Организация работы элективных курсов и курсов по выбору учащихся по разным направлениям 2.Индивидуальное сопровождение учащихся по подготовке к олимпиадам, смотрам, конкурсам 3.Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся через работу НОУ по плану. 4.Проведение традиционных предметных недель: математики, физики, химии, экологии, филологии, истории и др. Выводы: 1.Отмечается хорошая реализация программы «Одаренные дети», на основе успешного участия учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, смотрах. В школе создано образовательное пространство для реализации возможностей и способностей одаренных детей. Школа дает образование повышенного уровня через профильное изучение предметов на основе ИУП, изучение программ занятий, индивидуальную работу с учениками, имеющими положительную мотивацию к обучению. 2.Анализ участия детей в конкурсах, предметных олимпиадах показывает, что в школе имеется значительная категория одарённых и талантливых детей, чей творческих потенциал нуждается в поддержке и развитии. 3.Расширяются формы работы с одаренными детьми, например с использованием ИКТ. 4.Педагоги школы активнее используют дистанционные формы (олимпиады, конкурсы) для работы с учащимися - «Молодежные чемпионаты», «Эрудит марафон» и др. 5.Отмечаю результативную работу следующих педагогов школы по реализации программы «Одаренные дети»: Цветковой В.Н., Подрезовой Л.Н., Саботиновой Г.В., Ряниной Г.Г., Саботиновой Н.П., Федоровой Н.Л., Андроновой Ю.А., Соловьевой Е.В., Тимофеевой Т.И., Аликеевой С.Р., Фоминой И.А. 5.Следует констатировать повышение у школьников мотивации к достижениям в определенной области (предметно-учебной, внешкольной). 6.Возросла степень участия и количества победителей в олимпиадах и других конкурсах; 7.Существенно улучшилась ресурсная обеспеченность (Муниципальный заказ). 8.Систематизация работы с одаренными учащимися сформировала систему выявления талантливых и высокомотивированных детей. Разрабатывается и реализуется план подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, совместно со школами сети. Проблемы, вопросы, над которыми предстоит работать: 1.Эффективнее использовать элективные курсы и курсы по выбору учащихся для формирования навыков исследовательской и проектной деятельности у школьников 2.Рассмотреть причины того, что часть педагогов школы не проявляет активность при работе с детьми, имеющими особые способности 3.Уделить внимание в работе НОУ и на методических занятиях структуре, оформлению исследовательских и проектных работ учеников
Зам. директора по УВР Сидорова Наталья Александровна. |