МАОУ Сетовская СОШ
«В целях оперативного информирования населения по наиболее острым социально-экономическим вопросам 1 марта 2022 года осуществлен запуск правительственного ресурса ОБЪЯСНЯЕМ.РФ»
Понедельник, 20.05.2024, 10:15
Сведения об образовательной организации
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Учителям [2]
Сценарии [2]
Профориентация [1]
Наше творчество [10]
Символы России [3]
Год Космонавтики [6]
Управляющий совет [1]
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

С.В. Тимофеева. Доклад. Формирование коммуникативной компетенции
  1. Сегодня стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
  2. Под речевым развитием следует понимать развитие языковой способности под влиянием обучения. Поскольку языковая способность в своей структуре  имеет фонетический, лексический, грамматический, семантический компоненты, то речевое развитие предполагает последовательные, прогрессирующие количественные и качественные изменения на всех этих уровнях.
  3. Как известно из психологии, развитие характеризуется новообразованиями, т.е. качественными изменениями в психике. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике учащегося в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического опыта, а если говорить шире, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка.
  4. Задачи методики развития речи как области педагогической науки тесно связаны с общими задачами обучения, воспитания и развития школьников. Чтобы определить место  работы по развитию речи в системе обучения родному языку, обратимся к школьным документам, определяющим цели и задачи обучения. Цель курса русского языка в школе, если кратко сформулировать ее, это обучение языку и развитие речи. Цель предполагает решение ряда конкретных задач и поэтому, в известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
  5. Формирование языковой компетенции предполагает обучение нормам родного языка и умениям пользоваться этими нормами в речи, т.е. результатом этой работы является привитие культуры речи – норм русского литературного языка и его функциональных стилей.
  6. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности(говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетенция в высшем ее проявлении предполагает способность к полноценному  речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
  7. Третья задача школьного курса русского  языка – это формирование лингвистической компетенции. В узком смысле она предполагает знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики. Между тем лингвистика сегодня – это наука, включающая в себя не только языковые понятия, но и речеведческие , культурно-речевые, социолингвистические. Следовательно, в широком смысле лингвистическая компетенция предполагает усвоение знаний о языке и речи, речеведческие понятий, теоретических основ культуры речи.
  8. Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является комплексная разработка всех компонентов методической системы обучения, а именно: содержания, принципов и методов системы упражнений, дидактического материала, средств и форм организации обучения.

Последние документы, в которых изложены идеи модернизации современного школьного образования, особо подчеркивают, что одной из важнейших целей образования должно стать «развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации». Это предполагает у школьника таких качеств, которые будут характеризовать его как субъекта учения. Под ним понимается школьник, «который не только усваивает(или даже «присваивает») содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует(контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии (выделено нами.- Л.Ч.) не только результат, но и процесса этой деятельности »

Рефлексия – неотъемлемое свойство человеческого сознания, важнейший компонент познавательной учебной деятельности школьника. Что представляет собой рефлексия? Считаю рефлексию свойством человеческого мышления, души человека, философы отмечали ее тесную связь с языком, тайной творчества, извлечением смыслов. Рефлексия – основа внутренней свободы человека, механизм самопознания, самотворения, самообразования, путь порождения человеческой жизни. Психологи видят в ней особую психологическую реальность, суть которой заключается в уникальном опыте личностного осмысления, оценки разных видов человеческой деятельности индивида. Рефлексивность – способность, определяющая качественно новый уровень психических функций, личностных качеств, саморазвития и самообразования индивида, его общения.

Сегодня очевидно, что любой учебный предмет должен формировать у учащихся не только специальные умения и навыки, но и так называемые общепредметные, к которым относят умения и навыки планирования и организации учебной деятельности; восприятие информации (работы с различными источниками информации); мыслительной деятельности; оценки и осмысливания результатов своих действий. Это предполагает включение в структуру и содержание лингвистической компетенции рефлексивного компонента, который составляет:

  1. Умения, связанные с рефлексией содержания лингвистических понятий и языковых фактов и действий с ними:
  • Осознавать, в чем сходство и различие научных взглядов, точек зрения лингвистов по какому-либо вопросу(проблеме);
  • Определять для себя цели изучения понятия, языкового факта;
  • Осознавать признаки (включенные/ не включенные в определения понятия) с точки зрения необходимости/достаточности для проведения операций с ними;
  • Осознавать, насколько соответствует созданное определение понятий требования;
  • Осознавать основания действий по опознанию, анализу, группировке языковых фактов и понятий;
  • Осознавать смысл операций по ограничению, обобщению, делению, классификации языковых фактов и понятий;
  • Осознавать смысл и сущность последовательности операций при сравнении понятий,  подведении языковой единицы под понятие и выведении следствия из понятия.
  • Умения, связанные с рефлексией действий восприятия и смысловой переработки научной информации:
    • Осознавать, что может служить опорой при поиске в научной литературе необходимого материала;
    • Осознавать цель поиска в научной литературе необходимого материала;
    • Осознавать, какой материал и почему необходимо выбрать для доклада, сообщения, реферата;
    • Осознавать, в какой степени отобранный материал соответствует достижению поставленной цели;
  • Умения, связанные с самоконтролем и самокоррекцией учебных действий:
    • Задавать рефлексивный вопрос;
    • Изменять содержание и структуру деятельности в целях решения поставленных задач;
    • Осознавать структуру учебной задачи, смысл алгоритма действий;
    • Осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания на основе сопоставления с образцом(алгоритмом, инструкцией);
    • Осознавать, в чем состоит ложность/истинность утверждений;
    • Осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи;

К методам и приемам, формирующим разные виды рефлексии, относят прежде всего рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу.

1. Рефлексивный вопрос -  вопрос, заданный с целью осмысления: 1) содержания и последовательности умственных действий, операций, 2) использованных методов и приемов деятельности, 3) возникших трудностей и их причин, 4) новых знаний, умений и навыков, 5) достижения или недостижения поставленных целей и задач, на этапах целеполагания, планирования деятельности, реализации и контроля.

Так, на этапе ориентировки рефлексивный вопрос задается (учителем школьникам или учащимся самому себе) с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности:

- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?

- Что должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?

-Что я должен изучить? С какой целью?

На этапах планирования рефлексивные вопросы задаются с целью осознания учащимся смысла каждого действия, их последовательности:

- Что я должен делать, чтобы узнать? Почему?

- Что я должен делать, чтобы научиться? Почему?

- В какой последовательности я должен делать? Почему?

На этапах реализации  цель постановки рефлексивных вопросов состоит в том, чтобы осуществлять текущий контроль за содержанием знаний и умственных действий(операций):

- Что я должен сделать дальше? Почему? Зачем?

- Почему не получается?

- Что нужно изменить? Почему?

На этапах контроля рефлексивные вопросы помогают ученику осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет – то причины неудач. После этого этапа начинается новый этап -  ориентировки следующего действия.

- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания?  Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?

- Что научился делать?  Для чего мне понадобится это умение?

- Достиг ли цели? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Какие трудности при решении задачи возникли?  Почему они возникли?

- Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?

- Что необходимо сделать, чтобы они не возникли?

    2. Рефлексивная задача – задача, способствующая формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. Одна из функций задачи – обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. В процессе решения рефлексивных задач у школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, когнитивные умения:

  • Критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их;
  • Выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность;
  • Осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений;
  • Связывать в единое целое различные варианты решения задач, разные подходы к решению;
  • Определять и аргументировать собственную позицию.

Рефлексивную задачу учитель может составить сам. Для этого к лингвистической задаче необходимо добавить вопросы, направленные на осознание школьником содержания знаний и/или процесса решения задачи(смысла учебно-познавательных действий).ммммм

Категория: Мои статьи | Добавил: schoolsetovo (22.10.2012)
Просмотров: 632 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Полезные ссылки