- Сегодня стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
- Под речевым развитием следует понимать развитие языковой способности под влиянием обучения. Поскольку языковая способность в своей структуре имеет фонетический, лексический, грамматический, семантический компоненты, то речевое развитие предполагает последовательные, прогрессирующие количественные и качественные изменения на всех этих уровнях.
- Как известно из психологии, развитие характеризуется новообразованиями, т.е. качественными изменениями в психике. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике учащегося в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического опыта, а если говорить шире, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка.
- Задачи методики развития речи как области педагогической науки тесно связаны с общими задачами обучения, воспитания и развития школьников. Чтобы определить место работы по развитию речи в системе обучения родному языку, обратимся к школьным документам, определяющим цели и задачи обучения. Цель курса русского языка в школе, если кратко сформулировать ее, это обучение языку и развитие речи. Цель предполагает решение ряда конкретных задач и поэтому, в известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
- Формирование языковой компетенции предполагает обучение нормам родного языка и умениям пользоваться этими нормами в речи, т.е. результатом этой работы является привитие культуры речи – норм русского литературного языка и его функциональных стилей.
- Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности(говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетенция в высшем ее проявлении предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
- Третья задача школьного курса русского языка – это формирование лингвистической компетенции. В узком смысле она предполагает знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики. Между тем лингвистика сегодня – это наука, включающая в себя не только языковые понятия, но и речеведческие , культурно-речевые, социолингвистические. Следовательно, в широком смысле лингвистическая компетенция предполагает усвоение знаний о языке и речи, речеведческие понятий, теоретических основ культуры речи.
- Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса является комплексная разработка всех компонентов методической системы обучения, а именно: содержания, принципов и методов системы упражнений, дидактического материала, средств и форм организации обучения.
Последние документы, в которых изложены идеи модернизации современного школьного образования, особо подчеркивают, что одной из важнейших целей образования должно стать «развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации». Это предполагает у школьника таких качеств, которые будут характеризовать его как субъекта учения. Под ним понимается школьник, «который не только усваивает(или даже «присваивает») содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует(контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии (выделено нами.- Л.Ч.) не только результат, но и процесса этой деятельности »
Рефлексия – неотъемлемое свойство человеческого сознания, важнейший компонент познавательной учебной деятельности школьника. Что представляет собой рефлексия? Считаю рефлексию свойством человеческого мышления, души человека, философы отмечали ее тесную связь с языком, тайной творчества, извлечением смыслов. Рефлексия – основа внутренней свободы человека, механизм самопознания, самотворения, самообразования, путь порождения человеческой жизни. Психологи видят в ней особую психологическую реальность, суть которой заключается в уникальном опыте личностного осмысления, оценки разных видов человеческой деятельности индивида. Рефлексивность – способность, определяющая качественно новый уровень психических функций, личностных качеств, саморазвития и самообразования индивида, его общения.
Сегодня очевидно, что любой учебный предмет должен формировать у учащихся не только специальные умения и навыки, но и так называемые общепредметные, к которым относят умения и навыки планирования и организации учебной деятельности; восприятие информации (работы с различными источниками информации); мыслительной деятельности; оценки и осмысливания результатов своих действий. Это предполагает включение в структуру и содержание лингвистической компетенции рефлексивного компонента, который составляет:
- Умения, связанные с рефлексией содержания лингвистических понятий и языковых фактов и действий с ними:
- Осознавать, в чем сходство и различие научных взглядов, точек зрения лингвистов по какому-либо вопросу(проблеме);
- Определять для себя цели изучения понятия, языкового факта;
- Осознавать признаки (включенные/ не включенные в определения понятия) с точки зрения необходимости/достаточности для проведения операций с ними;
- Осознавать, насколько соответствует созданное определение понятий требования;
- Осознавать основания действий по опознанию, анализу, группировке языковых фактов и понятий;
- Осознавать смысл операций по ограничению, обобщению, делению, классификации языковых фактов и понятий;
- Осознавать смысл и сущность последовательности операций при сравнении понятий, подведении языковой единицы под понятие и выведении следствия из понятия.
- Умения, связанные с рефлексией действий восприятия и смысловой переработки научной информации:
- Осознавать, что может служить опорой при поиске в научной литературе необходимого материала;
- Осознавать цель поиска в научной литературе необходимого материала;
- Осознавать, какой материал и почему необходимо выбрать для доклада, сообщения, реферата;
- Осознавать, в какой степени отобранный материал соответствует достижению поставленной цели;
- Умения, связанные с самоконтролем и самокоррекцией учебных действий:
- Задавать рефлексивный вопрос;
- Изменять содержание и структуру деятельности в целях решения поставленных задач;
- Осознавать структуру учебной задачи, смысл алгоритма действий;
- Осознавать правильность/неправильность, полноту/неполноту выполнения задания на основе сопоставления с образцом(алгоритмом, инструкцией);
- Осознавать, в чем состоит ложность/истинность утверждений;
- Осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи;
К методам и приемам, формирующим разные виды рефлексии, относят прежде всего рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу.
1. Рефлексивный вопрос - вопрос, заданный с целью осмысления: 1) содержания и последовательности умственных действий, операций, 2) использованных методов и приемов деятельности, 3) возникших трудностей и их причин, 4) новых знаний, умений и навыков, 5) достижения или недостижения поставленных целей и задач, на этапах целеполагания, планирования деятельности, реализации и контроля.
Так, на этапе ориентировки рефлексивный вопрос задается (учителем школьникам или учащимся самому себе) с целью осознания цели, задач и мотивов деятельности:
- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?
- Что должен научиться делать? Зачем я хочу научиться это делать?
-Что я должен изучить? С какой целью?
На этапах планирования рефлексивные вопросы задаются с целью осознания учащимся смысла каждого действия, их последовательности:
- Что я должен делать, чтобы узнать? Почему?
- Что я должен делать, чтобы научиться? Почему?
- В какой последовательности я должен делать? Почему?
На этапах реализации цель постановки рефлексивных вопросов состоит в том, чтобы осуществлять текущий контроль за содержанием знаний и умственных действий(операций):
- Что я должен сделать дальше? Почему? Зачем?
- Почему не получается?
- Что нужно изменить? Почему?
На этапах контроля рефлексивные вопросы помогают ученику осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи, предполагаемые результаты деятельности, если нет – то причины неудач. После этого этапа начинается новый этап - ориентировки следующего действия.
- Что нового узнал? Для чего нужны мне эти знания? Как связаны эти знания с имеющимися или полученными ранее?
- Что научился делать? Для чего мне понадобится это умение?
- Достиг ли цели? Почему не достиг? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
- Какие трудности при решении задачи возникли? Почему они возникли?
- Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
- Что необходимо сделать, чтобы они не возникли?
2. Рефлексивная задача – задача, способствующая формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий. Одна из функций задачи – обратить внимание ученика на то, как он мыслит, и проверить уровень осмысления материала. В процессе решения рефлексивных задач у школьника формируется критическое мышление, навыки самоанализа, самокоррекции, когнитивные умения:
- Критически относиться к каждому умозаключению и шагу в решении, аргументировать их;
- Выдвигать гипотезы и проверять их истинность/ложность;
- Осмысленно выстраивать последовательность собственных действий, цепочки умозаключений при решении задачи, постоянно проверяя ход собственных рассуждений;
- Связывать в единое целое различные варианты решения задач, разные подходы к решению;
- Определять и аргументировать собственную позицию.
Рефлексивную задачу учитель может составить сам. Для этого к лингвистической задаче необходимо добавить вопросы, направленные на осознание школьником содержания знаний и/или процесса решения задачи(смысла учебно-познавательных действий).ммммм |