ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым
положением об образовательном учреждении», Инструктивным письмом МО РФ № 33 от
11.06.98 «Об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального
образования РФ», Письмом министерства образования Российской Федерации №
22-06-874 от 10.09.99 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»,
методическим письмом МО об аттестации педкадров № 22-06-1448 от 28.12.00,
Уставом школы.
1.2. Положение
регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК).
1.3. Внутришкольный
контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП
для принятия на этой основе управленческого решения.
1.4. Положение
о ВШК утверждается педагогическим советом. Имеющим право вносить в него
изменения и дополнения.
1.5. Задачи
внутришкольного контроля:
wосуществление контроля за исполнением
законодательства РФ в области образования, нормативных документов управления
образования администрации Тобольского района и Департамента образования
администрации Тюменской области, приказов УО и решений педсоветов школы;
wвыявление
случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых
актов, принятие мер по их пересечению;
wанализ
причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
wанализ
и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
wизучение
результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению
негативных тенденций;
wсбор
информации, её обработка и накопление для подготовки проектов решений;
wанализ
результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
wоказание
методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6. Содержание
контроля:
wвыполнение Закона РФ «Об образовании» в части
обязательности основного общего образования;
wиспользование
методического обеспечения в образовательном процессе;
wреализация
утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных
учебных графиков;
wведение
школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся,
журналы внеурочной деятельности и т.д.);
wуровень
знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
wсоблюдение
Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
wсоблюдение
порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего
контроля их успеваемости;
wработа
творческих групп, М/О, библиотеки;
wреализация
воспитательных программ и их результативности;
wорганизация
питания и медицинского обслуживания школьников;
wохрана
труда и здоровья участников образовательного процесса;
wисполнение
принятых коллективных решений, нормативных актов;
wсостояние
УМК;
wвыполнение
требований СП 2.4.2. 782-99;
wдругие
вопросы в рамках компетенции директора школы.
1.7. Методы
контроля:
wанкетирование;
wтестирование;
wсоциальный
опрос;
wмониторинг;
wписьменный
и устный опрос;
wизучение
документации;
wбеседа;
wхронометраж
и другие.
1.8. Виды
ВШК (по содержанию):
wтематический (глубокое изучение какого-либо
конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО,
одного учителя или классного руководителя);
wфронтальный
(всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).
1.9. Формы
ВШК:
wперсональный
(имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля);
wклассно-обобщающий
(фронтальный вид);
1.10. Организация
проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих
этапов:
wопределение
цели контроля;
wобъекты
контроля;
wсоставление
плана проверки;
wинструктаж
участников;
wвыбор
форм и методов контроля;
wконстатация
фактического состояния дел;
wобъективная
оценка этого состояния;
wвыводы,
вытекающие из оценки;
wрекомендации
или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;
wопределение
сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
1.11. ВШК
осуществляет директор школы или по его поручению заместители по
учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве
экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации и отдельные специалисты.
1.12. Директор
издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
1.13. Продолжительность
тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением
не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
1.14. Эксперты
имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию,
относящуюся к предмету контроля.
1.15.
При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях
директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки
учителей школы без предварительного предупреждения.
1.16. Основания
для проведения контроля:
wзаявление
педагогического работника на аттестацию;
wплановый
контроль;
wпроверка
состояния дел подготовки управленческих решений;
wобращение
физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
1.17. Результаты
проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
wцель
контроля;
wсроки;
wсостав
комиссии;
wкакая
работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные
работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);
wконстатация
фактов (что выявлено);
wвыводы;
wрекомендации
или предложения;
wгде
подведены итоги проверки (М/О, совещание педагогического коллектива, совещание
при директоре, индивидуально);
wдата
и подпись ответственного за написание справки.
1.18. Проверяемый
педагогический работник имеет право:
wзнать
сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
wзнать
цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
wсвоевременно
знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
wобратиться
в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
1.19. По
итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
wпроводятся заседания педагогического или
методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с
педагогическим составом;
wрезультаты
проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
1.20. Директор
школы по результатам ВШК принимает решения:
wоб
издании соответствующего приказа;
wоб
обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
wо
проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
wо
привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
wо
поощрении работников;
wиные
решения в пределах своей компетенции.
2.
Персональный контроль
2.1. Персональный
контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного
учителя.
2.2. В
ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности
работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
wуровень знаний учителя по основам теории педагогики,
психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента
преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;
wумение
создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
wумение
применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств
обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные
формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и
развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;
wуровень
овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами,
методами и приемами обучения;
wуровень
подготовки учащихся;
wсохранение
контингента учащихся.
2.3. При
оценке деятельности учителя учитывается:
wвыполнение государственных программ в полном объеме
(прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий
и др.);
wуровень
знаний, умений, навыков учащихся;
wстепень
самостоятельности учащихся;
wдифференцированный
и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
wсамостоятельная
деятельность учителя и ученика;
wналичие
положительного эмоционального микроклимата;
wумение
отбирать содержимое учебного материала;
wспособность
к анализу педагогических ситуаций;
wумение
корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и
реализовывать план своего развития;
wформы
повышения профессиональной квалификации учителя.
2.4. При
осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
wзнакомиться с документацией в соответствии с
должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными
планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами
родительских собраний, планами воспитательной работы);
wизучать практическую деятельность педагогических
работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
wанализировать
статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные
работы, срезы и т.д.);
wанализировать
результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
wвыявлять
результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках,
конференциях и т.д.;
wорганизовывать
социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование,
тестирование учащихся, родителей, учителей;
wделать
выводы и принимать управленческие решения.
3.
Классно-обобщающий контроль
3.1. Классно-обобщающий
контроль осуществляется в конкретном классе.
3.2. Классно-обобщающий
контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного
процесса в том или ином классе.
3.3. В
ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной
работы в отдельном классе:
wдеятельность
всех учителей;
wвключение
уч-ся в познавательную деятельность;
wпривитие
интереса к знаниям;
wуровень
знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
wвыполнение
единых требований к учащимся;
wстимулирование
потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
wсотрудничество
учителя и учащихся;
wвыполнение
учебных программ (теоретической и практической части);
wвладение
учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
wсоблюдение
единого орфографического режима;
wработа
учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
wдифференциация
и индивидуализация обучения;
wработа
с родителями учащихся;
wвоспитательная
работа;
wсоциально-психологический
климат в классном коллективе.
3.4. Классы
для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа
по итогам учебного года. Полугодия или четверти.
3.5. По
результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или
его заместителе, классные часы, родительские собрания.
Положение рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета ОУ
№_____
Протокол №_____ от
«_____»________________ 20___ г.